Его называли самым красивым самолетом советской, а может даже и мировой авиации. Жизнь Ту-144 была недолгой, но достаточно яркой. Самолет точно вошел в историю, передает корреспондент «МИР 24» Максим Красоткин.
31 декабря 1968-го этот самолет в подмосковном небе грянул, словно новогодний салют, известив мир о начале новой эры в пассажирской авиации. Команду на запуск двигателей Ту-144 дал сам генеральный конструктор Андрей Туполев и, как вспоминают, заключил пари с главным аэродинамиком.
«Они поспорили, где самолет оторвется. За «дедом», когда он уже был в возрасте, скамеечку таскали, на которую он садился. Андрей Николаевич говорит: «Хорошо, стой там, где ты считаешь, что самолет оторвется от земли, а я посижу там, где я считаю». Самолет оторвался ровно там, где сидел Андрей Николаевич», – рассказал советник исполнительного директора ПАО «Туполев» Валерий Солозобов.
Когда первый в мире сверхзвуковой пассажирский самолет набирал свою привычную скорость, около двух тысяч километров в час, это слышали города.
«На земле человек хорошо слышит, что над ним пролетел этот самолет. Он слышит раскаты грома или удаленный выстрел, если это происходит на высоте 16 километров. Если бы такой самолет пролетел ниже, то последствия были бы катастрофические. Можно получить нарушение здоровья или даже обрушение зданий», – рассказал заместитель генерального директора ЦАГИ Сергей Ляпунов.
«Андрей Николаевич приходил к Галине Тимофеевне Кувшиновой, которая была начальником бригады, занимавшейся тепловыми расчетами. Подходит и говорит: «Галя, как там у тебя пассажиры будут летать, когда там все будет горячее? Смотри, я тебя посажу у горячего самовара на пару часов, и узнаешь, как там будет хорошо летать», – рассказал советник исполнительного директора ПАО «Туполев» Валерий Солозобов.
Ту-144 из Москвы до Алматы долетал всего за два часа, до Хабаровска – за три вместо восьми. Вообще, он во многом разрушал традиции, сложившиеся в дозвуковой авиации. Например уже тогда там на борту стояла вычислительная машина – прообраз современных навигаторов. Другой прибор подсказывал летчикам оптимальные высоту и скорость, освободив от математических расчетов. Впрочем, технологичность и высокие скорости тогда сыграли с лайнером злую шутку.
«Обычные самолеты, если их не принимает аэропорт, могут уйти в другой аэропорт. Но количество аэропортов, которые могут принять Ту-144, ограничено», – рассказал заместитель генерального директора ЦАГИ Сергей Ляпунов.
Еще в пример тогда приводили высокий расход топлива – почти полторы цистерны за полет – и сложность в эксплуатации. Просто он был самолетом, который опередил время.
Читайте также:
Подробнее в сюжете: Технологии