Депутаты кыргызского парламента большинством голосов ратифицировали Соглашения по делимитации и демаркации границы между Кыргызстаном и Узбекистаном и о совместном управлении Кемпирабадским водохранилищем. Согласно документам, Узбекистану передается кыргызская территория под водохранилищем, а Кыргызстану переходят некоторые сельскохозяйственные земли Узбекистана. Корреспондент «МИР 24» Аида Аматбекова узнала подробности.
Последние переговоры по спорным участкам государственных границ между Кыргызстаном и Узбекистаном велись в течение двух лет. Всего между республиками около 1,5 тысячи километров неописанных участков. Согласно документу, Узбекистану передается земля под водохранилищем площадью почти 4,5 тысячи гектаров, а Кыргызстану переходят чуть менее 20 тысяч гектаров земель вдоль других участков границы.
Для разъяснения деталей на парламентское заседание прибыли президент и глава Государственного комитета национальной безопасности. Садыр Жапаров призвал депутатов помочь прийти к компромиссу в важном государственном вопросе.
«Есть среди вас те, кто говорит, зачем сейчас принимать, давайте на потом оставим. Нет. Так не получается. Дальше еще сложнее будет решать. Довести переговоры до такого выгодного решения, возможно, уже не получится. Вы видите, с каждым годом растет численность населения в соседних странах. Земель не хватает. Если решим, что нужно оставить, то не 19 тысяч гектаров земель нам, даже за одну сотку будем кровь проливать», – заявил президент Кыргызской Республики Садыр Жапаров.
Управление водохранилищем будет совместным, но вода, как и ранее, будет идти на нужды Узбекистана. Депутаты интересовались качеством обмениваемых земель, а также вопросами доступа местного населения к водохранилищу после делимитации границ. Разъяснения дал председатель комитета национальной безопасности.
«В начале соглашения мы внесли в протокол по Кемпир-Абаду, что там не будут установлены посты. Я настоял. Нужен закон, который не будет нарушаться, соглашения не могут быть не соблюдены. В статье №5 написано, что у кыргызов есть полное право рыбачить и присутствовать там. У узбекской стороны точно такой же закон. Они должны исполнять его. Когда это будет законом, никто не сможет нарушить», – сказал председатель Государственного комитета национальной безопасности Камчибек Ташиев.
Вопросов у депутатов было много: полный пакет документов они получили только накануне, многие не успели ознакомиться с ними подробно. Были возражения и по процедурным вопросам.
«В новом регламенте Жогорку Кенеша в четвертом пункте 65 статьи ясно и четко написано, что для конституционности международного соглашения по границам обязательно нужно заключение Конституционного суда. Без него то, что мы сейчас рассматриваем, незаконно», – заявил депутат Жогорку Кенеша Кыргызской Республики Адахан Мадумаров.
Депутат Мадумаров выступил и против ускоренной процедуры рассмотрения. По его словам, по регламенту между тремя чтениями должен быть интервал от десяти дней до месяца. А в случае принятия столь важного соглашения по границам, возможно и четвертое чтение. Но большинством голосов парламентарии решили рассмотреть документ сразу в трех чтениях. Аргумент тот же – важность.
«Мы получим 19 тысяч гектаров земель согласно документам, а мы отдаем чуть больше четырех тысяч, конечно это выгодное соглашение для нас. Это 15 тысяч гектаров добавляется в нашу карту, конечно, каждый будет согласен», – сказал депутат Жогорку Кенеша Кыргызской Республики Акылбек Тумонбаев.
«В Договоре 1991 года при разделе СССР четко было написано, что объект был построен на территории союзных республик и остается в собственности. То есть для меня этот вопрос бесспорен. Кемпирабадское водохранилище является собственностью Кыргызстана, как и земля под ней. Теперь президент говорит, что не отдает ни одного сантиметра земли. Но в то же время докладчик говорит, что мы уступаем земли под водохранилище. Для меня лично данный вопрос остался открытым, и я не буду поддерживать его», – добавил депутат Жогорку Кенеша Кыргызской Республики Исхак Масалиев.
В итоге после шестичасового обсуждения закон о ратификации договора был принят. В последнем чтении «за» проголосовали 64, «против» – 19 депутатов.
После ратификации Соглашения должны подписать президенты двух стран.
Читайте также: