Живая вакцина или новый виток пандемии: насколько опасен новый штамм «кракен»?

02:16 13/01/2023

Роспотребнадзор сообщил о первом выявленном случае заражения «кракеном» – новым подвидом «омикрон»-штамма коронавируса. Что о нем уже известно и стоит ли бояться нового витка пандемии? Об этом телеканал «МИР 24» спросил доктора медицинских наук, врача-иммунолога, специалиста по особо опасным инфекциям Владислава Жемчугова.

Первый выявленный случай в Пензенской области. Давайте сначала объясним, кто он такой, «кракен», с точки зрения вирусологии?

- С точки зрения вирусологии это субштамм или подвид. Все вирусы имеют собственный механизм изменчивости, которым реализуется его развитие, эволюция. И этот механизм не зависит ни от чего и ни от кого. Эти мутации самопроизвольные, как бусинки, которые перескакивают на ниточке, не завися ни от кого и ни от чего. Это происходит процесс непрерывно. В течение суток образуется десять и больше разновидностей. Они, как правило, не замечаются никем, кроме специалистов, если они не вносят ничего нового во внешние характеристики, в поведение штамма. Такие, например, как скорость распространения, способность вызывать тяжелые заболевания и смертельные исходы, и так далее.

Три вируса в одном
Что касается названия, это авторское право. Оно существует как по отношению к астероидам, так и по отношению к микробам. Человек, который эту новую последовательность выделил, просканировал и опубликовал, имеет право назвать ее как угодно. Ну ученые многие шутники, а некоторые еще и на публику работают. Это можно назвать современным термином «хайп». «Кракен» и другие пугающие названия – «дракон», «дьявол» и прочее. Но ничего особенно пугающего в нем нет, даже, наоборот, вся клиника легче протекает. И он практически не замечается теми людьми, которые им заражаются. Поэтому совершенно правильно употребление термина «выявленные зараженные», а не «выявленные заболевшие». Они не больны в общепринятом понимании, потому что кроме как анализом, это определить никак нельзя.

А ученые говорят, что у «кракена» повышенная контегиозность. Каждый свежий подвид отличается более повышенной заразностью?

- Да. У штамма действительно повышенная контегиозность. Это можно определить по тому, что он в западном полушарии уже давно выделен, есть наблюдения за ним. Контегиозность – одно из свойств, которые дают новые конструкции и преимущества перед своими коллегами, предшественниками, предками, другими вирусами и т.д. Он больше приспособлен к достижению цели всего вирусного сообщества. Потому что я считаю, да и не я один, что все эти вирусы объединяются единым, многочастичным организмом.

И у них общая цель – занять новую территорию и максимально размножиться, как у всего живого. Его цель вызвать заболевание, чтобы новое поколение вирусов созрело и было дальше передано. И эта повышенная контегиозность значит, что человеку нужно получить меньшую дозу для того, чтобы им заразиться. То есть надо не миллион вирусов вдохнуть, чтобы заболеть, а тысячу. Поэтому он быстрее размножается и вытесняет своих коллег.

Специалисты также говорят о повышенной способности «кракена» уходить от иммунного ответа. Значит ли это, что он более опасен и более смертоносен, чем его предшественники?

- Я думаю, с этим связана повышенная контегиозность. Он быстро распространяется, потому что уклоняется от существующего коллективного иммунитета, в отличие от своих предшественников. Он их опережает, обгоняет на всех этапах развития. Но опасности здесь, я считаю, нет, если нет тяжести заболевания. А ее, как показывают наблюдения в западном полушарии, нет. Люди практически не умирают.

А как появление нового подвида может повлиять на ход пандемии?

- Я считаю, что положительно. Потому что и «кракен», и его предшественники с буквами ВА, фактически, являются созданной природой живой вакциной. А с учетом низкой летальности, то есть небольшой опасности для людей с нормальным иммунитетом, скорость распространения играет на руку людям. Чем быстрее он обойдет всю планету, тем быстрее сформируется новый уровень коллективного иммунитета, уже обновленный.

Что, на ваш взгляд, дальше будет происходить с коронавирусом? Как долго он еще будет эволюционировать?

- Его эволюция ничем не ограничена, кроме двух факторов. Но главный – это коллективный иммунитет. Как только он не позволит коронавирусу размножаться, он может исчезнуть, как исчез SARS CoV-1, возбудитель атипичной пневмонии.
Вариантов два. Первый – он станет обычным сезонным ОРВИ. И, в зависимости от скорости мутации, придется раз в год вакцинироваться, как от гриппа. Второй вариант – он может на время или насовсем уйти в природу к новому хозяину, поскольку люди имеют мощный коллективный иммунитет. Он обойдет всю планету, вплоть до Тихоокеанских островов, – это неизбежный процесс, его никак не остановить, можно лишь чуть-чуть повлиять на скорость. А дальше он найдет себе нового хозяина в природе. Кто это будет, можно гадать, – рыбы, амебы, тигры или кто-то еще. И до времени ослабления коллективного иммунитета человечества он будет существовать. И потом, вероятно, вновь выйдет в человеческое сообщество.

Как защититься от нового подвида «омикрона» – «кракена»? Существующие вакцины могут помочь?

- Вакцина, безусловно, может помочь, тем более если ее обновить. Потому что количество антител будет играть роль. Все равно это коронавирус, и ко всем штаммам есть определенный уровень перекрестного иммунитета.
Людям, у которых можно спрогнозировать тяжелое течение, у которых ослабленный иммунитет, например, в результате какого-то лечения, аутоимунных болезней или большого возраста, стоит ревакцинироваться, это первая часть. А вторая часть – надо решить, стоит ли вообще защищаться. Вот китайцы решили, что защищаться не стоит, нужно наоборот отпустить тормоза, чтобы вирус быстрее всех провакцинировал, исходя из той концепции, что новые конструкции «омикрона» можно рассматривать как живую вакцину.

Тем не менее, бустреная прививка работала, работает и будет работать?

- Процесс эволюции коронавируса будет продолжаться. И если появится конструкция с тяжелым течением, вызывающая именно заболевание, или с высокой летальностью, то стоит обновить вакцины, сделать новые. Работа над этим уже идет.