Эксперт рассказал об особенностях предстоящих выборов в мажилис Казахстана

05:51 21/01/2023

Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев распустил нижнюю палату парламента, назначил дату внеочередных выборов и постановил досрочно прекратить полномочия маслихатов всех уровней. Каким должен стать новый мажилис Казахстана? Телеканал «МИР 24» спросил об этом директора института евразийской интеграции Уразгали Сельтеева.

Насколько ожидаемым событием стал сам роспуск мажилиса седьмого созыва?

– Он был не то, что ожидаемым. Президент еще в сентябре в своем послании заблаговременно объявил о том, что досрочные выборы мажилиса и маслихатов пройдут в первой половине 2023 года. В нашей политической истории это, можно сказать, прецедент, поскольку у нас досрочные выборы всегда объявлялись неожиданно, создавались специальные поводы. Сейчас же все в рамках законодательного процесса.

Получается, что в процедурном смысле это прецедент в истории законодательной власти Казахстана?

– Да, и это закладывает нормальные политические традиции. Когда все общество, все общественно-политическое пространство имеет возможность нормально подготовиться к этой электоральной кампании.

Получается, что срок с момента обнародования этой инициативы в послании президента до дня голосования – чуть больше полугода. Как вы считаете, хватит ли шести с небольшим месяцев для того, чтобы подготовиться к проведению такого серьезного мероприятия?

– Я думаю, что те, кто имеет политические амбиции на предлагаемые депутатские мандаты в центре и регионах, свою подготовку начали как раз после послания в сентябре.

Позволю себе процитировать слова президента Токаева о том, что необходимость проведения внеочередных выборов в мажилис и маслихаты продиктована «логикой конституционной реформы, поддержанной гражданами на общенациональном референдуме». И формироваться нижняя палата, насколько я знаю, будет по новой модели. Что это за модель?

– Начиная с 2007 года и до января прошлого года, до того политического кризиса, который у нас произошел, все выборы у нас проходили по пропорциональной системе. То есть по партийному списку избирались и в Мажилис парламента, и в маслихат в регионах на местах. Это, безусловно, при политической монополии и даже, можно сказать, гегемонии одной партии, создавало неравные условия для всех политических субъектов и не давало возможность многим, в том числе оппозиционным или критикующим субъектам возможность на таких конкурентных условиях участвовать в борьбе за депутатские мандаты.

После январских событий, как известно, президент сделал 11 января очень громкое выступление в мажилисе по поводу нового курса по построению справедливого Казахстана. А уже чуть позже, в марте, он обнародовал пакет политических реформ. И в рамках этого пакета теперь у нас введена смешанная избирательная система. Если мы говорим про мажилис, то там 70% избирается по партийным спискам. А 30% по одномандатном округам, по мажоритарной системе. Если говорить в числовом выражении, то из 98 разыгрываемых депутатских мандатов 69 – по партийным списками и 29 – по одномандатным округам.

Если мы говорим про макрорегионы, про 17 областей и три города республиканского значения, то на этом уровне у нас 50 на 50. Во всех остальных городах и районах выборы полостью будут проходить. Я считаю, что само введение мажоритарной системы, механизма избрания по одномандатным округам – главный фактор демократизации. Он обозначен и реализуем сейчас. Потому что именно в условиях пропорциональной системы люди были ограничены в своих избирательных правах, поскольку доверие к действующим политическим партиям со стороны общества не очень высокое.

Получается, с позиции избирателя теперь на голосовании и бюллетеней станет больше?

– Да, если мы говорим о самом низовом уровне, об избирателях, которые живут в селах и районах, то у них на избирательных участках 19 марта будет пять бюллетеней. То есть первое – это избрание депутатов в мажилис по партийным спискам, второе – избрание депутатов в мажилис по одномандатным округам, третье – избрание депутатов в областной маслихат по партийным спискам, четвертое – депутаты в областной маслихат по одномандатным округам и у себя на районном или городском уровне, пятый бюллетень – только по одномандатным округам.

Это единственное новшество, или избиратели ждут еще какие-то новации?

– В целом нет. Я думаю, впервые за последние 18 лет после 2004 года у нас пройдут по-настоящему демократические выборы в мажилис и маслихат. Появятся новые игроки и на партийном поле, где у нас накануне уже две новые партии зарегистрированы. Я думаю, что изменятся в целом электоральные предпочтения избирателей, будет очень много независимых кандидатов. И самая главная фишка этих выборов, я еще раз хочу подчеркнуть, – это именно одномандатники. За счет них и появляется конкурентность.

Я думаю, будет очень много шума и скандала, которые и должны быть в нормальном политическом процессе.

Еще один момент – это контроль за избирательным процессом, контроль за выборами, за подсчетом. Как он будет организован?

– Контроль обеспечивается процессом наблюдения. С одной стороны, это стандартно во всех странах: есть международные наблюдатели от различных международных организаций и внутренние наблюдатели, которые представляют какое-то конкретное общественное объединение или политическую партию.

То есть нужно будет иметь справку от этого общественного объединения о том, что ты являешься его представителем. А это самое общественное объединение должно иметь в своем уставе направления по наблюдению за выборами. И, соответственно, оно должно уведомить ЦИК о том, что эта организация планирует заниматься наблюдением в день голосования и период агитационного месяца.

А как в смысле цифровых технологий? Видеонаблюдение на участках, например?

– Это, насколько я знаю, пока еще не урегулировано, четко не регламентировано. Но в целом, в любом случае, на большинстве избирательных участков эти видеокамеры установлены. Опять же, фактор одномандатников сыграет решающую роль в этом смысле, потому что ожесточенная борьба пойдет. И Мажилис избирается по одномандатным округам, и маслихаты, – это очень важные представительные органы теперь, которые будут иметь значение в системе власти в целом.

И поэтому, я думаю, что на выборы по одномандатным округам пойдут, с одной стороны, достаточно обеспеченные, даже богатые люди, бизнесмены. С другой стороны, критикующие, оппозиционно настроенные. Я думаю, именно они сделают ставку на мобилизацию наблюдателей на тех участках в рамках округа, от которого будут выдвигаться. Поэтому, я думаю, что в целом фактор наблюдателей будет значимый в этом смысле.

Подводя итог, какого лично вы результата ждете от этих внеочередных выборов?

– Если мы говорим про центральный уровень, то я абсолютно уверен, что примерно на 80% мажилис парламента обновится с точки зрения новых персоналий. Это очень острый запрос общества и в целом это обновление должно коррелироваться с теми политическими реформами, которые обозначил президент.

А если мы говорим о партийной конфигурации в парламенте с точки зрения распределения фракционных долей, то, я думаю, здесь тоже будет кардинальное обновление. По последним тенденциям я вижу, что у нас из трех парламентских партий за бортом, скорее всего, окажется «Народная партия», партия «Ак Жол». А вот так называемая партия власти «Нут Отан» тоже значительно сократит количество мандатов, но все равно, я думаю, им по силам набрать конституционное большинство, хотя и впритык. Даже если они не наберут, то, думаю, что через одномандатные округа проведут своих людей и через коалиции смогут принимать необходимые законы и решения.

Если говорим про областной уровень, то хочу подчеркнуть, что раньше у нас акимы занимали должности в партии «Нур Отан». И это привело к сращиванию государственного аппарата с партийным. Эта связка привела к бесконтрольности системы представительной власти над исполнительной. То есть, по сути, маслихаты превратились в филиалы акимата. И теперь по большей части я абсолютно уверен, что туда пройдут такие независимые общественные деятели и гражданские активисты, которые обладают высоким общественным доверием, узнаваемостью, и которые теперь будут больше представлять интересы граждан на конкретной территории, чем лоббировать интересы акима.

Как раз эти реформы и предстоящие выборы – переломный момент, где свое слово должны сказать сами граждане Казахстана.