В Москве стартовал фестиваль «Золотая маска». Главный театральный смотр России сезона 2021-2022 завершится 22 апреля объявлением лауреатов. О программе и самых ярких участниках нынешней «Золотой маски» телеканал «МИР 24» поговорил с генеральным директором фестиваля Марией Ревякиной.
Состав номинантов «Золотой маски» – профессиональный барометр, который оценивает все происходящее с отечественным театром в формате «здесь и сейчас». Каким увидели прошедший театральный сезон ваши эксперты?
- Каждый театральный сезон, конечно, по-своему уникален. Также как уникален каждый спектакль, который выходит в любом театре в течение любого театрального сезона. Но вот сейчас как раз наши эксперты увидели, и мы тоже видим мощный эффект театральной децентрализации. Номинировано очень большое количество театров из регионов – порядка 73%, включая театры из Санкт-Петербурга и все региональные. То есть это толчок к развитию региональных театров. То, что они делают, какая у них режиссура, какие идеи возникают, – все это архиважно.
Второй балет воссоздан по старинной хореографии. Он называется «Катарина, или дочь разбойника», он вышел в Красноярске. Это тоже совершенно уникальный балет. Не современный, но в нем настолько проработанная хореография, работа со всеми танцовщиками, кордебалетом, с основными артистами, что просто «браво» можно говорить.
Получается, что привычное и устоявшееся мнение о том, что все самое важное, самое основное в театральной жизни происходит в двух столицах, уже не актуально?
- Не актуально. Более того, мы видим, как развиваются крупные театральные города, такие как Пермь, Новосибирск, безусловно, Екатеринбург, Казань. Сейчас номинирован спектакль «Паяцы» из Петрозаводска, у них каждый год что-то интересное возникает.
Появляются новые города, которые нам очень важны. Например, в этом году это Губаха – совершенно маленький город в Пермском крае. Или, например, Мирный со спектаклем «Озор» в постановке Лизы Бондарь. То есть появляются новые точки. Театры не боятся приглашать самых разных режиссеров, а они с удовольствием ставят в этих театрах. Такое взаимное обогащение приводит к тому, что регионы развиваются. Думаю, что все будет хорошо и дальше.
Для открытия «Золотой Маски-2023» была выбрана Чеховская «Чайка» в постановке Льва Додина. А как выбирается этот стартовый спектакль? По какому принципу, и насколько важен этот выбор?
- Вы знаете, каждый раз это по-разному происходит. Но именно этот проект, который мы назвали «Мастер», вырос из проекта, который назывался «Легендарные спектакли и имена». Мы начали делать этот проект лет десять назад, даже раньше. Мы всегда привозили в Москву лучшие спектакли тех знаковых режиссеров, хореографов, артистов, которые уже стали исторической вехой в развитии мирового театра. Я подчеркну, мирового. Такая же величина, как Лев Додин, наш российский режиссер, – это такой айсберг. Каждый спектакль – айсберг, и мы решили, что это сейчас надо сделать. Показать такую высокую планку, какой обладает именно авторский режиссерский театр Додина Льва Абрамовича.
Понятно, что посмотреть все 50 постановок, которые будут показаны в рамках фестиваля, не под силу даже самым фанатичным театралам.
- Это вы говорите просто про 50 постановок. Вообще на фестивале 180 показов.
Я говорю пока про основную программу. Какие спектакли вы бы выделили? Верхушка хит–парада, постановки, которые нужно увидеть в обязательном порядке?
- Их очень много. К сожалению, я видела не все спектакли, особенно те, которые мы привозим из регионов. Я могу порекомендовать спектакли московских театров. Они идут сейчас и будут идти. Это и «Война и мир» театра Вахтангова, и «Кабаре» Театра Наций, и «Аида» «Геликон-Оперы». Безусловно, «Танцемания» в Большом театре.
Это спектакли приезжих театров, таки как мюзиклы «Три товарища» из Перми, «Великий Гетсби» из Новосибирска – это для тех, кто любит оперетту. Это, безусловно, и экспериментальные спектакли, но они очень интересные. Например, театр, которым руководит Александр Шумилин из Перми – это негосударственной независимый театр «Немхат». В этом году он привозит исследование корней коми-пермяцкой культуры. Или спектакль «Кора мысли» из Новосибирска. Он не первый раз номинируется, они исследуют фольклор, но очень нетрадиционными методами. Это крайне интересно современному, особенно молодому зрителю. Еще «Макбет» в постановке Петра Шерешевского из Новокузнецка. Постановки современного театра «Мон» из Казани. Опять же, опера «Паяцы» из Петрозаводска. В афише очень много спектаклей, палитра разнообразная, каждый может выбрать на свой вкус.
Список получился весьма объемный. Получается, что эксперты «Золотой маски» осматривают тысячи различных постановок. При этом формируются не только список номинантов, но и то, что называют лонг-лист. Зачем он нужен?
- Дело в том, что в России огромное количество театров. Далеко за 600. Это огромная страна, театры развиваются сейчас очень интересно. И, отсмотрев 1046 спектаклей за год, два экспертных совета отбирают афишу и спектакли, которые становятся номинантами, и мы их привозим в Москву. Еще есть спектакли, которые по каким-то параметрам не дотягивают до номинаций. Но они невероятно интересны, являются тенденцией озона. Там есть уже начинающиеся ростки такого мейнстрима, который, возможно, будет. Еще 90 спектаклей в драме и 46 спектаклей в музыкальном театре входят в лонг-лист.
Лонг-лист – это то же самое, что и афиша. Это сформированная история развития российского театра на всей ее огромной географии. Для нас важно это сохранить как историю. Для театров важно попасть, потому что отмечено 136 театров и спектаклей из разных городов на исторической театральной карте России. Более того, мы эти спектакли также берем потом показывать в регионы, это очень важно для театров, они гордятся этим, и для нас важно отметить их.
Есть еще и внеконкурсная программа. Какая она в этом году?
- У нас в этом году она юбилейная. Так совпало, что в этом году 15 лет внеконкурсной программе «Маска плюс». Это программа, которая отбирается экспертами, и в этом году это Екатерина Рябова и Александрина Шаклеева. Это театр из разных городов.
После спектаклей всегда идет обсуждение со зрителем, с критиками, это невероятно интересно и очень здорово для зрительской аудитории. Кроме того, будет очень интересный, профессиональный мастер-класс, касающийся кураторства. Сейчас профессия куратора во многих театрах начинает очень активно внедряться. Это очень важно для театров. Профессиональный диалог, что такое кураторство, как театру работать с кураторами и где их брать, это все расскажем на юбилейной «Маске плюс».
Вторая специальная лаборатория для детей и родителей называется «Моя комната». Молодой режиссер Филипп Гуревич это все делает. Она чрезвычайно интересна тем, что кто-то из родителей, папа или мама, должны рассказать о своей детской или о том предмете, который хранился в этой детской, который был очень дорог, как-то связан воспоминаниями с детством. Ребенок, который будет это слушать, – из этой же семьи, он должен рассказать о своей детской, о своем секрете, который хранится в его комнате. Такой инклюзивный спектакль будет очень трогательным. Мне кажется, это интересно для того, чтобы диалог родителя и маленького ребенка всегда был, возникал. Это очень интересный проект.
Будет еще теневой театр и лаборатория по тому, как делать для него куклу. Могут участвовать все желающие. Также будут самые разные мастерские. Собственно, в это время, пока будет идти детский уик-энд, весь «ГЭС-2» станет домом культуры, фантазии, детского творчества и волшебства. Такой подарок мы сделали.
Читайте также:
- За год в России создали более 10 тысяч школьных театров
- Старость и молодость, надежда и одиночество: «Земляничная поляна» на сцене Театра на Таганке
- «Леонардо» в театре «Модерн»: «Падение – это только ступень на пути к познанию»
- «С каждым годом появляется все больше своего продукта»: интервью с продюсером премии «Музыкальное сердце театра»
Подробнее в сюжете: Гости эфира