Жемчужина петровского барокко: как восстанавливают роспись 300-летней давности в московском храме?
В московском храме Петра и Павла в Басманной слободе при реставрации обнаружили роспись 300-летней давности. Как восстанавливают фрагменты уникальной фрески, увидела корреспондент «МИР 24» Елена Ширяева, поднявшись к куполу храма.
Константин одним движением кисти снова открывает миру лики святых Петра и Иоанна и воскрешает Лазаря. Все это скрывалось под слоем штукатурки. Храм, шедевр петровского барокко, в советское время сначала был складом, затем институтом геофизики и детским садом.
По росписям можно проследить историю храма и российской столицы.
Церковь Святых Апостолов Петра и Павла построили в начале XVIII века по чертежам Петра I и на его деньги – царь пожертвовал две тысячи рублей. Это единственный в своем роде памятник архитектуры.
Провели исследование, восстановили библейские сюжеты росписей. И когда на стене появилась фигура, сразу поняли – это Александр Невский. Реставраторы думали, что это единственная фреска петровской эпохи, пока не поднялись на крышу.
«Мы находимся на верхнем ярусе, это самая высокая точка храма. Здесь можно дотронуться до купола. Тут росписи сохранились лучше всего. Вот лик божий, а вокруг восемь евангельских сюжетов. Тут видно изображение Исуса Христа», – говорит корреспондент.
Здесь в каждом уголке возрождают прошлое. Вот сушат после окрашивания балясины для чугунной лестницы. Тут замешивают гипс с водой для лепнины. Нельзя опоздать или поспешить, иначе форма не получится. А мастера надеются повторить успех предшественников.
Это когда есть и образец, и что восстанавливать. Вот иконостас утерян навсегда – резчики по документам воссоздают былую красоту. В руках у Дмитрия один из фрагментов пятиярусной перегородки.
Увидеть шедевр барокко прихожане смогут в 2024 году, но церковь открыта и сейчас. Службы проводят в нижнем храме, его уже отреставрировали. Снова сияет сусальное золото на лепнине и читаются лики святых.