Сейсмолог: Напряжение тектонического сдвига при землетрясении в Турции копилось 200 лет

21:27 08/02/2023

Разрушительное землетрясение в Турции и Сирии привело к сдвигу Аравийской плиты на три метра. Это заявление со ссылкой на итальянских ученых накануне появилось в мировых СМИ. Что на самом деле произошло в недрах Земли и чем это грозит, в эфире «МИР 24» рассказал генеральный директор Международного центра глобального мониторинга сейсмического риска Самвел Акопян.

Что собой представляет Турция с точки зрения геологии и сейсмологии?

– Турция находится в середине Альпийско-Гималайского пояса, это такой сейсмоактивный пояс, который от Европы протягивается до Индонезии. Вся сейсмическая активность на территории Турции связана с северонаправленным движением Аравийской плиты. Она движется в северном направлении в сторону Малого Кавказа со скоростью примерно 2,5 сантиметра в год. Одновременно это плита вращается вокруг полюса, который находится на севере Ливии, на севере Африки.

Президент Института геофизики и вулканологии Италии, на которого все ссылаются, заявил, что активизировался не менее чем 150-километровый участок разлома со смещением до трех и более метров. Насколько это серьезный сдвиг?

– Когда мы говорим, что Аравийская плита двигается со скоростью 2,5 сантиметра в год, это движение происходит за счет внутренних процессов, конвективных движений верхней мантии Земли. Эти движения непрерывны. Те участки, где эта плита встречает сопротивление, взаимодействуя с Евразийской плитой, не участвуют в этом движении.

«Можно лишь удивляться, что такого не было раньше»

На участке, где произошло это землетрясение, предыдущее было 200 лет назад. То есть за 200 лет Аравийская плита сама продвинулась на три метра, но на участке, где она встречает сопротивление, этого движения нет. Накопилось напряжение, и во время землетрясения сдвиг моментально происходит. Сдвиг – результат накопления смещений за 200 лет.

Многие сейчас говорят, что в результате этого смещения Турция сдвинулась относительно Сирии. Это так?

– Турция не сдвинулась относительно Сирии. Сдвиг произошел только на этом участке, где очаг землетрясения.

Многие ученые сейчас говорят о том, что такой тектонический сдвиг не может пройти бесследно. А какими могут быть последствия?

– На востоке Турции такое землетрясение было один раз, в 1939 году на Северо-Анатолийском разломе. Тогда землетрясение произошло приблизительно на 300 км севернее. На Восточно-Анатолийском разломе, где произошло землетрясение сейчас, предыдущее было в 1822 году, и его магнитуда равнялась 7,4.

В нашем центре мы ведем исследования, занимаемся мониторингом и такие процессы отслеживаем. Наша технология уже в декабре позволяла увидеть, что на востоке Турции накопились очень большие напряжения, которые могут вызвать землетрясения с магнитудой 7,8 и выше. Основная трудность была в том, чтобы оценить место землетрясения. Были две вероятности – Северо-Анатолийский разлом и Восточно- Анатолийский разлом, но было трудно выбрать среди этих вариантов.

Не грозит ли этот сдвиг новыми землетрясениями?

– Естественно, это землетрясение довольно-таки существенно возродило накопившееся региональное напряжение в зоне, где Турция граничит с Сирией. И поскольку Аравийская плита большая, она давит и на весь Кавказский регион в районе так называемого Курдистанского узла, северо-запада Ирана.

В результате произошедшего землетрясения можно сказать, что вероятное место следующего сильного землетрясения – это северо-запад Ирана, пограничная область Ирана и Турции. Там в принципе возможна подготовка землетрясения с магнитудой 7,1. Это, конечно, намного слабее, чем то, что произошло, но тоже может вызвать разрушения и жертвы.

После землетрясения в Турции волна подземных толчков накрыла практически всю планету. Трясло на Курилах, в Казахстане, в Китае, в Румынии. Сильнейшее за последние 40 лет, почти 4 балла, землетрясение было в США. Это все звенья одной цепи?

– Говоря об активизации в других регионах мира, люди не из научной сферы не отличают сильные землетрясения от слабых. Сильных землетрясений с амплитудой, допустим, 6,8 и выше, не было. Активные зоны, где каждый месяц происходят землетрясения с магнитудой до 5, есть всегда. Нет связи сильного землетрясения с традиционной активностью, которая наблюдается по всему Земному шару. Это очень слабые землетрясения для того, чтобы мы говорили бы о связи.

По признанию ученых, место возможного землетрясения можно спрогнозировать, а время – нет. Как думаете, смогут ли когда-нибудь этому научиться?

– По всему земному шару известны зоны, где происходят землетрясения. Самая большая сейсмичность, самая сильная активизация на Тихоокеанском поясе, там выходит около 70% энергии.

Вторая сейсмоопасная зона, где выходит около 25% энергии, приходится на Альпийско-Гималайский пояс. Но это огромные участки и, когда там происходит землетрясение, определить его место так же сложно, как и время.

Для того, чтобы провести оповещение о предстоящем землетрясении, нужно определить его место, время и магнитуду, все три параметра важны. Но на участках, где происходит 75% сильных землетрясений, определить, где именно идет накопление и подготовка нового, – это такая же проблема, как и определить его время.

В нашем центре разработана новая технология, и она уже хорошо работает. Важна и сама теория, на основе которой делаются прогнозы трех параметров. Но даже если будет хороший и надежный прогноз, на сегодняшний день нет механизмов оповещения. Мы не можем сообщить в какую-то страну об этом, они просто не примут сообщение, потому что для этого технология, на основе которой делается прогноз, должна быть принята всем сейсмологическим сообществом.