На каких территориях Турции могут вновь произойти землетрясения?
03:57 22/02/2023На границе Турции и Сирии новые землетрясения. Сильные подземные толчки накануне произошли в провинции Хатай в 75 км от сирийской Латакии. Затем в той же провинции в Самандаге. Есть погибшие, пострадавших сотни. Долго ли еще будет трясти Турцию, и чем это может грозить? Телеканал «МИР 24» спросил об этом доктора физико-математических наук, заместителя директора Института физики Земли РАН по инженерной сейсмологии и оценке сейсмической опасности Рубена Татевосяна.
- Эти землетрясения являются афтершоками катастрофического сейсмического события 6 февраля, магнитуда которого была 7,8. Они полностью укладываются в представление о том, что после сильного толчка происходит видимая серия афтершоков. С другой стороны, понятно, что среди этих афтершоков могут быть землетрясения, которые являются сами по себе довольно сильными сейсмическими событиями. Так, после магнитуды 7,8 было уже 7,5, 7, 6,7 и вот сейчас 6,4. Это говорит о том, что сейсмическая активность в зоне главного толчка очень высока.
За последние 68 часов турецкие сейсмологи говорят о десяти сильных землетрясениях. Что могло стать причиной такой высокой активности?
- Я не знаю, какие землетрясения турецкие сейсмологи называют сильными. Поэтому, смотря с какого порога они считают сейсмическое событие сильным.
Очевидно, что магнитудой больше 6?
- Землетрясения с магнитудой больше 6 фиксировались все же не вчера, а за все время, начиная с 6 февраля. Это говорит о том, что, действительно, сейсмическая активность находится на высоком уровне. И связано это непосредственно с тем катастрофическим землетрясением. Потому что магнитура 7,8 – это экстраординарное, очень сильное сейсмическое событие. И поэтому после него могут быть довольно сильные землетрясения.
Сейсмическая активность в очаговой зоне, как правило, сохраняется после такого сильного события очень длительное время. Такое поведение очаговой зоны является вполне стандартным с точки зрения соответствия среднестатистическим наблюдениям, которые проводились в зоне сильного землетрясения и известны сейсмологам.
Интересный момент: по словам очевидцев, за несколько секунд до землетрясений они видели в небе яркие голубые вспышки света. Ученые пока не дали определение этому явлению. Не знают пока, что это. Может это быть связано с происходящим в недрах Земли?
- Для начала, хорошо бы убедиться в том, что вспышки наблюдались действительно до землетрясения, а не в момент. Не исключено, что это связано с обрывом проводов при разрушениях в линиях электропередач.
Вы сказали, что вдоль Анатолийского разлома будет трясти еще долго. Насколько долго?
- Это месяцы. Все дело в том, что от такого стандартного среднестатистического течения афтершоковой активности могут быть отклонения. Афтершоковая серия может длиться и меньше, и дольше тех средних закономерностей, которое наблюдались. Поэтому точно прогнозировать нельзя. Но то, что происходит сейчас, вполне соответствует ожиданию. Поэтому я и сказал о том, что высокую активность в этой зоне следует ожидать в течение месяца.
Некоторые сейсмологи делают довольно пугающие выводы и прогнозы. По мнению турецкого сейсмолога Сулеймана Пампала, разрушительные землетрясения 6 февраля – это лишь репетиция более масштабной катастрофы, которая может произойти в Стамбуле. Что думаете по этому поводу, это возможно?
- Слово «репетиция» по отношению к землетрясению мне кажется слишком эмоциональным. Что касается Стамбула и других частей Турции, то следует учесть, что зона Восточно-Анатолийских разломов – это зона, состоящая из различных разломов, объединенных общим названием. Она сопряжена с зоной Северо-Анатолийских разломов. И там в 1939 году произошло разрушительное землетрясение с огромным количеством человеческих жертв – Эрзинджанское землетрясение. Магнитуда его тоже оценивается в 7,8.
Активизация сейсмичности в зоне Восточно-Анатолийских разломов, конечно, может спровоцировать и зону Северо-Анатолийских разломов. Если учесть, что Стамбул и в исторические времена был известен достаточно сильными землетрясениями, то не подтвердить в смысле каких-то конкретных дат, не опровергнуть ожидания турецкого сейсмолога нельзя. Но я бы все-таки с осторожностью отнесся к этому сообщению. Потому что для того, чтобы такая активизация передалась с одной системы разломов на другую, требуется время. Поскольку все напряжения и деформации не мгновенно передаются.
- Дело в том, что Анкара – это недавняя столица. И есть ли там подтверждения происхождения исторических землетрясений, мне не известно. Но Анкара все-таки располагается достаточно далеко от известных крупных разломов.
Но Стамбул действительно находится в высокоактивной зоне. Я не уверен, что надо связывать с землетрясением, которое произошло 6 февраля. Но то, что, в принципе, город находится в сейсмоопасной зоне, это да.
В апокалиптических прогнозах и говорится, что именно Анкара и Стамбул окажутся под ударом в ближайшее время. Что бы это могло означать?
- Что означает определение «ближайшее время»? С точки зрения человеческого сообщества это одно, а с точки зрения геологии, сейсмологии – другое. Когда речь идет о ближайшем времени в геологических масштабах, то, скорее всего, это могут быть десятки и даже сотни лет.
Сегодня, кстати, произошли землетрясения в Иране и в Италии магнитудой 4,6 и 5,3. Это может быть связано с турецкими землетрясениями?
- 4,6 – это настолько рядовое событие для Италии, что можно не комментировать. А 5,3 – это действительно приличное землетрясение. Но все же его относят к умеренным, потому что под сильным понимают землетрясение с магнитудой больше 6. Это землетрясение произошло, его эпицентр в ожидаемом с точки зрения сейсмологии месте. Это граница Аравийской и Иранской плит, и эта зона контактов плит выделяется как сейсмически активная. Она не нуждается в турецком землетрясении для того, чтобы возникло землетрясение в этом месте.
Читайте также:
Подробнее в сюжете: Гости эфира