Семейная пара из Чувашии попала в больницу с сибирской язвой. У обоих состояние средней тяжести. Заражение произошло во время забоя и разделки домашнего быка. Есть вероятность, что будут новые заболевшие. Ситуацию обсудили на телеканале «МИР 24» с доктором биологических наук, профессором, академиком РАН, заведующим лабораторией биотехнологии и вирусологии факультета естественных наук Новосибирского госуниверситета Сергеем Нетесовым.
Насколько опасно состояние заболевших? Какая применяется терапия?
– Это бактериальная инфекция, которая вызывается бактерией Bacillus anthracis и лечится довольно легко антибиотиками в случае двух путей заражения. Это путь накожный, когда повреждаются кожные покровы, и путь кишечный. Но есть и третий путь заражения, аэрозольный, – он лечится очень тяжело, надо очень вовремя лечить. Я думаю, что заболевших в Чувашии вылечат.
Во всех сообщениях прозвучало, что заразились во время разделки туши быка: мужчина порезался, то есть повреждение кожного покрова и попадание в кровь. А супруга, получается, заразилась уже от него аэрозольным путем? Передается же от человека к человеку?
– От человека к человеку инфекция аэрозольным путем точно не передается. Она требует очень больших доз для аэрозольного заражения. Я думаю, что для них обоих все будет нормально, если начато интенсивное лечение антибиотиками.
Они оба уже в стационаре, и в заявлении главы региона сказано, что угрозы жизни нет. Но есть такой тревожный момент. В сообщениях Telegram-каналов и в СМИ уже появилась информация о том, что зараженное мясо быка мужчина успел продать, а вес туши был от 500 до 600 кг. По версии, мясо продано цыганам на трассе. Но куда они могли поехать, остались ли они в Цивильском районе или переехали куда-то еще, неизвестно. Для лабораторного анализа образцов не осталось, продано все. Насколько в этой ситуации возможно распространение этой болезни?
– Во-первых, наиболее часто инфицирование происходит во время разделки туши, сдирания с нее шкуры и разделки костей. Если люди просто купили мясо и сварили, то вареное мясо не опасно, бактерии не выживают. Так что, если они голыми руками за него брались, да еще и порезались, – это вполне возможная ситуация. Это накожный путь заражения, он легко распознается и достаточно легко лечится, если вовремя застали эту ситуацию. Появляющиеся язвы выглядят, как будто посыпаны углем. Не зря называется Bacillus anthracis – от слова «антрацит», уголь. Конечно, надо отследить. Но опасность эпидемического заражения, я думаю, крайне невелика.
Получается, если не есть это мясо сырым, то все будет нормально?
–Да.
На самом деле это не первый случай заражения в Чувашии. Хотя предыдущие отмечались и достаточно давно: 1987 год, 2002 год. Тогда были обнаружены больные животные, люди не пострадали. В России же последний раз заражение человека сибирской язвой было в июне прошлого года в одной из станиц Ставропольского края. А откуда в основном берется болезнь? Это не самое частое заболевание.
– Дело в том, что споры сибирской язвы в почве могут выживать несколько десятилетий. Даже отмечены случаи, что 100 лет хранились споры. Но, как правило, скотомогильники, в которые захоранивали такой скот, огорожены, и люди предупреждены, что там не надо пасти скот. Но иногда оградки разрушаются. Как правило, там трава растет хорошо, и люди туда запускают скот. Когда животные поедают эту траву, они могут съесть и эти споры, и тогда заразятся.
На самом деле, в прошлые века было очень много случаев сибирской язвы, пока с этим не научились бороться и не научились огораживать скотомогильники. Первую вакцину против сибирской язвы разработал Луи Пастер. За это изобретение он получил звание академика французской академии наук.
Получается, животные в основном заражаются через траву на скотомогильниках. Но по поводу случая в Чувашии прозвучала версия, что источником стал некий корм, которым откармливали домашнего быка. Россельхознадроз проверяет информацию.
– Конечно, это уже какая-то мистика, здесь нужно все проверить. Если корм был когда-то рассыпан на скотомогильнике, и его собрали оттуда вместе с землей, то так могло быть. Пусть с этим занимаются специалисты Роспотребнадзора и Россельхознадзора. Они имеют диагностику, знают, как искать эти пробы. И они, в конце концов, могут найти источник этого корма.
С болезнями, которые были распространены в прошлые века, – с той же сибирской язвой, научились бороться. Но если вовремя не заметить сибирскую язву у человека, если начать лечить поздно, чем это может закончиться?
– Во-первых, сибирсккую язву очень легко отличить. Этому учат всех студентов мединститутов. Она имеет угольно-черный цвет. Поэтому любой врач-хирург, который посмотрит на нее, скажет: «Срочно антибиотики».
Кожная сибирская язва развивается достаточно медленно. Здесь есть время, когда можно лечить антибиотиками. Кишечная быстрее, но для этого человек должен съесть кусок сырого зараженного мяса. Причем не просто мяса, а внутреннего органа – печени, желудка, почек, – там она концентрируется.
Ну и, наконец, самая нехорошая форма заражения – аэрозольная, но в такой ситуации практически невозможно получить настолько высокую дозу. Это надо очень сильно постараться, просто запихивать в себя сырое мясо десятками грамм.
Самое главное, когда есть даже малейшее подозрение на то, что мясо может быть зараженным, – термическая обработка? Выдерживают ли споры сибирской язвы термическую обработку?
– Кипячение точно не выдерживают. При тушении при низких температурах бактерии еще могут остаться, но после кипячения их точно нет.
А в вечной мерзлоте споры могут храниться столетиями?
– Мы же помним, что лет семь назад была вспышка сибирской язвы. Я участвовал в конференции на месте в Салехарде, которая обсуждала это. Там, на самом деле, были и очень необычные природные условия, – растаяли целые куски вечной мерзлоты, на которые направили оленей. Хотя было подозрение, что там были скотомогильники. Из-за этого все и произошло. Но там не было каких-то супертревожных случаев заражения людей, а животных погибло немало. Более того, тогда забили несколько тысяч оленей, которые паслись на этом месте.