Что такое аква-тофана и как «дело о ядах» вывело на фаворитку Людовика XIV?
С древнейших времен яды были распространенным способом устранения конкурентов, нежеланных супругов и ускоренного получения наследства. Когда мы говорим «яды», мы вспоминаем Медичи и Борджиа, Калигулу и Агриппину, Моцарта и Сальери. История хранит тысячи тайн смертей, которые связывают с ядами, например, остается только догадываться, как сложилась бы история России, если бы не умерла при подозрительных обстоятельствах первая и любимая жена Ивана Грозного Анастасия Романовна. MIR24.TV собрал несколько любопытных и местами ужасающих историй об отравлениях и отравителях.
Теофания ди Адамо и «аква-тофана»
На балу у сатаны в романе «Мастер и Маргарита» в череде оживших на одну ночь убийц, растлителей и негодяев всех мастей появляется «очаровательнейшая и солиднейшая дама» – госпожа Тофана, которая некогда была чрезвычайно популярна среди молодых очаровательных неаполитанок, а также жительниц Палермо, и в особенности среди тех, которым надоели их мужья…
«Да, так вот-с, госпожа Тофана входила в положение этих бедных женщин и продавала им какую-то воду в пузырьках. Жена вливала эту воду в суп супругу, тот его съедал, благодарил за ласку и чувствовал себя превосходно. Правда, через несколько часов ему начинало очень сильно хотеться пить, затем он ложился в постель, и через день прекрасная неаполитанка, накормившая своего мужа супом, была свободна, как весенний ветер», – Коровьев рассказывает Маргарите не выдуманную историю. Речь идет о Теофании ди Адамо, время жизни которой пришлось на вторую половину XVII и начало XVIII веков.
Один из интересных случаев отравления из средневековой русской истории – это смерть княгини Марии Борисовны, первой жены московского князя Ивана III, которая в летописях описывалась как смиренная и скромная женщина. Это произошло в апреле 1467 года, в Софийско-Львовской летописи четко указано, что княгиня была отравлена «смертным зелием». Такой вывод объясняется тем, что тело мертвой настолько быстро и сильно распухло, что ему стал мал саван: «…покров на ней положиша, ино много свисло его, потом же то тело разошлося, ино тот покров много и недостал на тело».
Подозрение пало на жену княжеского дьяка Алексея Полуектова Наталью, служившую у княгини. Как выяснилось, незадолго до смерти княгини она относила ее пояс к «бабе» (ворожее) для неких манипуляций. Предполагалось, что ворожея пропитала пояс ядом. Из-за этих подозрений дьяк около шести лет не смел показываться на глаза Ивану III.
Кто именно добивался смерти княгини, не известно. Одной из вероятных отравительниц считают свекровь княгини Марию Ярославну, которая не была в восторге от вынужденного сближения с тверскими князьями, а после смерти невестки начала перестраивать и украшать Вознесенский монастырь, как бы замаливая свою вину.