Миграция зараженных чумой сурков из Монголии в Тыву: есть ли риск эпидемии?
23:02 13/04/2023В республике Тыва наблюдается массовая миграция из Монголии сурков, зараженных чумой. Насколько высок риск передачи смертельно опасной инфекции от животного к человеку? И могут ли монгольские сурки спровоцировать эпидемию? Телеканал «МИР 24» спросил об этом кандидата медицинских наук, врача-иммунолога Николая Крючкова.
Не секрет, что в Тыве существует природный очаг бубонной чумы. Что он из себя представляет и какое отношение к нему могут иметь монгольские сурки?
- Мы понимаем, что чума – зооноз, заболевание, которое передается человеку от животного. Несмотря на то, что есть вероятность передачи инфекции и от человека к человеку, все-таки ее основной источник – животные, в данном случае грызуны. Переносят эту инфекцию блохи, подхватывая ее от грызунов. Поэтому формируется экологический очаг, когда грызуны длительное время сохраняют возбудителя внутри популяции животных, он циркулирует. Блохи его переносят от животного к другим животным и человеку.
Таких природных очагов много, они не только в Тыве. Это и Алтай, и много субъектов Федерации на юге европейской части: и Волгоградская, и Ростовская области, и Северный Кавказ. Эти территории являются эндемичными по чуме.
По данным экспертов, носителями чумы в Тыве являются другие животные – суслики и тарбаганы. Каким образом они могут заражать человека?
- Чаще всего в результате контакта с этими животными. Например, на охоте, когда человек выезжает на природу. Бубонная и кожно-бубонная форма возникают в результате укуса зараженной блохи. Количество чумных бацилл будет достаточным, чтобы заразить человека.
Для того, чтобы вызвать вспышку чумы (об эпидемии речь не идет), достаточно внутреннего очага, – не обязательно ждать сусликов из Монголии.
По данным специалистов, в Монголии ежегодно фиксируют случаи заболевания бубонной чумой. Здесь более опасно то, что распространение инфекции может быть от людей, не от сурков. Как происходит заражение от человека к человеку?
- Заражение человека от человека возможно. Например, если он болеет легочной формой чумы, то воздушно-капельным путем. Есть контактный путь заражения, когда вскрывается бубон или кожное высыпание при кожной и кожно-бубонной форме. Еще один существенный путь – фекально-оральный, когда инфекция попадает с пищей, а в Китае и Монголии употребляют в пищу некоторых грызунов. Форма заболевания при этом будет тяжелая.
А правда, что для заражения достаточно вдохнуть не более сотни клеток патогена?
- В обычных условиях, в среднем, да. Это очень сложно проверить. Экстраполируя данные, полученные от животных, мы можем сказать, что, по сравнению с другими бактериальными инфекциями, достаточно небольшого количества микроорганизмов, чтобы человек заразился. Фактически восприимчивость к чуме у человека стопроцентная.
Кстати говоря, идея самостоятельно вскрытия бубонов является крайне опасной, смертельно опасной. В этом случае происходит генерализация процесса и превращение бубонной и кожной формы в так называемую вторично-септическую, когда с кровью инфекция разносится по организму, и летальность кардинально возрастает даже на фоне лечения. Поэтому в случае, если есть подозрение, что бубон чумной, ни в коем случае его самостоятельно нельзя вскрывать. Хотя он может напоминать просто гнойник.
- Инкубационный период составляет около семи дней, в зависимости от того, в каком количестве этот микроорганизм попал. Если мы говорим о кожной или контактной форме, при укусе блохи, то возникает местная локализованная форма. Если бубонная форма, то возникает бубон – спаянные между собой лимфатические узлы. Как правило, это область паха, бедер, бывает в подмышечной впадине. Вначале это очень жесткий, а потом размягчающийся очаг спаянных с кожей лимфоузлов. Кожа через какое-то время краснеет, становится блестящей, лоснящейся, и появляется бубон. Через какое-то время развития заболевания он вскрывается, и выходит его опасное инфекционное содержимое.
Может возникать сильный локальный дефект: лимфатические узлы склеротируются, затвердевают и замещаются плотной соединительной тканью. Если же человек сразу вдохнул или съел возбудителя, или повредил первичный бубон или кожные высыпания, то с кровью произойдет разнос инфекции, будет очень сильная интоксикация. Она характерна при любой форме болезни, а также крайне высокая температура, крайняя степень недомогания. Возможна рвота, психические нарушения. Появляется классическое чумное выражение лица. Также возникает полиорганная недостаточность, массивные кровотечения из разных органов. Зачастую при таких генерализованных формах наступает летальный исход.
В средневековье, когда чума выкосила не менее трети населения Европы, с ней боролись кровопусканием, прижигание бубонов, изоляцией. Как теперь?
- Собственно говоря, из тех древних методов противодействия пандемии и сейчас применяется карантин на 40 дней. Тех, кто оказывался в очаге, изолировали. Многие умирали. Что касается других названных методов, то сейчас они не применяются, – они не работают от чумы. Наоборот, даже ухудшают ситуацию пациента.
На сегодня надо сказать, что чума, особенно в локализованной форме, стала относительно излечимой. Остается 10-15%, может 20% не вылеченных пациентов. Если болезнь своевременно, на ранних стадиях выявить, то этот процент будет меньше. Для лечения используется антибиотикотерапия. Как внутривенно, так и внутримышечно вводится комплекс из нескольких препаратов. Потом они заменяются на один-два длительно применяемых пероральных препаратов. При генерализированных формах подключается и другая терапия. Если есть сильная интоксикация, лечат и от нее. Борются с потерей жидкости, объема крови, кровотечениями, неврологическими проявлениями. На самом деле, целый комплекс мероприятий, терапия довольно сложная. И только в условиях особых инфекционных больниц возможно проводить лечение. Там удается эту инфекцию победить, особенно при локализованных формах. Но при генерализованной форме, даже на фоне лечения, летальность крайне высокая. Хотя и случаи излечения тоже есть.
Каковы методы профилактики, когда и в каких случаях они используются?
- Дело в том, что основная профилактическая мера – работа с распространением этой инфекции у животных. Это мониторинг и отслеживание распространения, попытка регулировать количество тех или иных грызунов. Это и недопущение попадания значительного количества людей в опасные территории, где они могут заразиться. В целом, на дальних подступах, комплекс эпидемиологических мер очень эффективен.
Кроме того, используются карантины. Он очень хорошо работает в случае изоляции конкретных пациентов и их первичных контактов. Есть противочумная вакцина, она тоже используется. И, конечно, в качестве вторичной профилактики идет комплексная антибиотикотерапия несколькими препаратами.
Последующее лечение – тоже вторичная профилактика, которая не позволяет привести к летальному исходу в конкретном случае. Самое лучшее – постараться не заразиться, свести эту вероятность к минимуму.
Хорошая новость в том, что до 2014 года, на протяжении более 30 лет, в России и в Советском Союзе не фиксировалось ни одного случая заболевания чумой у людей. В Китае и Монголии эти случаи есть, и это не страны-лидеры. Их превосходят Перу, Мадагаскар, Конго – вот лидирующие страны. Но Китай и Монголия нам ближе. Полностью исключить вероятность появления такого заболевания нельзя. У нас существуют противочумная служба, Роспотребнадзор, другие ведомства Минздрава и независимые специалисты, которые отслеживают ситуацию, стараясь не допустить крупных вспышек. Ели чуму хорошо контролировать, сегодня она не представляет эпидемическую опасность. Но какая-то вероятность всегда присутствует, поэтому с этим нужно работать.
Подробнее в сюжете: Медицина и психология