18 апреля в Минске откроется V международный форум-выставка ТИБО-2023. Его главная цель – содействовать формированию единого Евразийского цифрового пространства. Какие проекты ЕАЭС в этой сфере на нем будут представлены, телеканал «МИР 24» обсудил с заместителем директора департамента информационных технологий ЕЭК Сергеем Нестеровичем.
Евразийский цифровой форум проводится уже в пятый раз. В чем, на ваш взгляд, его значение для стран ЕАЭС и для бизнеса, что он им дает?
- В первую очередь хотел бы сказать, что Евразийский цифровой форум по праву можно назвать одним из центральных международных мероприятий по вопросам цифровизации в ЕЭК. Он уже, как вы сказали, проходит пятый раз. Он постоянно собирает большой круг специалистов, приезжают представители госорганов, бизнеса, обсуждается много очень интересных и важных тем для государства.
На площадках данного форума проходит много мероприятий, которые в дальнейшем становятся акцентами для реализации и разработки новых проектов, законодательных актов. На этих площадках бизнес и государство, государственные служащие обсуждают вопросы, которые в дальнейшем помогут реализовать новые направления в деятельности того или иного государственного органа в странах.
В этом году проводится пять мероприятий, главное из которых – пленарное заседание, на котором будет выступать наш председатель Михаил Владимирович Мясникович. Также будут мероприятия по секциям. Секции будут проходить по таким направлениям, как цифровизация внутренних рынков, цифровые транспортные коридоры. Также пройдут круглые столы, на которых можно будет обсудить интересные вопросы государственных закупок, также члены Евразийского банка развития нам расскажут о том, как они реализовывают свои цифровые проекты и на какой стадии на сегодняшний день они находятся.
Какие цифровые проекты для граждан стран ЕАЭС будут представлены?
- Цифровых проектов на сегодняшний момент много, потому что наш Евразийский цифровой форум будет проходить в рамках выставки ТИБО, которая проводится уже 29-й раз. Как мне известно, на выставку заявилось около 260 компаний. И я думаю, что большинство из них покажет какие-то свои новшества, новые цифровые проекты. Для того, чтобы граждане, потребители могли прийти на выставку и посмотреть их.
Какие основные этапы проходят цифровые проекты от идеи до внедрения, и как оцениваете динамику стартапов в странах ЕАЭС?
- Если разговаривать про стартап движения, то можно сделать дополнительную пресс-конференцию. Стартапы движения в каждой стране идут хорошо. Потому что они являются стимулом для развития экономики государства. Есть очень много направлений в каждом государстве по стартапам. Например, в Беларуси реализуется проект «150 идей для государства». В Российской Федерации активно ведется работа по поиску интересных людей для того, чтобы можно было реализовать эти цифровые проекты на нашей площадке «Фонд Сколково».
Евразийская экономическая комиссия тоже не отстает по этому направлению. У нас тоже активно ведется работа по поиску интересных идей для того, чтобы можно было реализовать цифровые проекты на нашей площадке. У нас создан цифровой сайт, портал, который позволяет собрать идеи, и уже через него начать реализацию новых цифровых проектов.
Если говорить про стадии рассмотрения цифровых инициатив, то на сегодня в комиссии их восемь. Это подача инициативы через наш портал digital.union.org. После этого специалисты рассматривают данную инициативу в соответствии с теми законодательными актами, которые утверждены в комиссии. В зависимости от направления данной инициативы собирается экспертная площадка, приглашаются специалисты, которые обсуждают. Далее если это все очень интересно для государств, проходят стадии подготовки данных документов к утверждению на уровне совета и коллегии комиссии. И после этого идет уже реализация данных проектов в Евразийском экономическом союзе.
Пожалуй, самые известные из уже реализованных ЕЭК проектов, – это «Работа без границ» и «Путешествуй без ковид». Можно немного рассказать о них, об их результатах?
- Если говорить про «Путешествуй без ковид» – это проект Евразийского банка развития. Я считаю, что это очень интересный проект. Он помог нам передвигаться после открытия возможности перелетов, переездов на железнодорожном транспорте во время пандемии. Это очень сильный социальный проект.
Если говорить про «Работу без границ», то это в большей степени тоже социальный проект. Нас пять государств, и все они имеют свои биржи труда. Но многие граждане хотят узнать информацию о тех вакансиях, на которые они бы могли претендовать в рамках своей компетенции. Данный проект помог гражданам не только увидеть вакансии у себя в стране, но и в других государствах. Работодателям помог найти сотрудников для своего предприятия в рамках Евразийского экономического союза. Проект начался два года назад. О каких-то больших результатах сказать нельзя, но в целом он показал свою живучесть. И я думаю, что он позволит в ближайшее время продолжить его работу, какие-то новшества в рамках этого проекта тоже будут происходить.
Какие еще проекты находятся на столе комиссии?
- На сегодняшний день у нас в реализации находятся три проекта. Это проект «Цифровые транспортные коридоры», по которому будет обсуждение, проект цифрового технического регулирования и проект Евразийской промышленной кооперации «Транспорт и технологии».
На ваш взгляд, как цифровые технологии влияют на рынок труда ЕАЭС? Какие навыки становятся наиболее востребованными?
- Если говорить открыто, то рынок труда сильно трансформировался с учетом цифровизации. Изменились принципы формирования требований к человеку, принципы поиска специалистов. На сегодняшний момент на многих предприятиях бизнес-процессы заменяются компьютерами. Например, вопросы работы по маркетингу либо вопросы по общению с потребителями. Многое передается в удаленные бухгалтерии, то есть цифровизация не стоит на месте.
На сегодняшний момент нужны специалисты с более высокими квалификациями. Чем больше на сегодняшний момент специалистов будут самообучаться, искать какие-то новые варианты обучения, тем больше они будут востребованы.
Сегодня у всех на устах вопросы по искусственному интеллекту, но здесь тоже должны быть специалисты, которые смогут настроить, обучить искусственный интеллект под себя. Поэтому, возможно, в ближайшее время понадобятся специальности по работе в виртуальной реальности, с нейронными сетями.
Читайте также:
Подробнее в сюжете: 10 лет ЕАЭС