«Январские беспорядки стали реакцией «элиты» на реформы»: казахстанские политологи прокомментировали приговор Масимову

21:20 24/04/2023

Бывший глава Комитета нацбезопасности Казахстана Карим Масимов приговорен к 18 годам лишения свободы за госизмену и попытку захвата власти, передает корреспондент «МИР 24» Кирилл Потемкин.

Бывшего руководителя Комитета национальной безопасности называют одним из главных фигурантов дела о беспорядках в январе прошлого года. Тогда два крупных города страны – Алматы и Талдыкорган – на двое суток оказались во власти вооруженных бандитов. Это привело к гибели мирных граждан и мародерству.

Январские события вскрыли серию системных проблем. Под вопросом оказалась эффективность главной госструктуры, отвечающей за национальную безопасность.

«Почему государство «проспало» наличие спящих ячеек боевиков и деятельность их командного пункта? Почему на территории нашей страны оказалось так много нелегального оружия и спецсредств? Почему не проводилась агентурная работа по выявлению и нейтрализации адептов терроризма? Специальная следственно-оперативная группа должна качественно и в полном объеме выполнить свою работу, раскрыть все причины и детали трагедии», – заявлял президент Касым-Жомарт Токаев.

Политологи считают: январские беспорядки стали реакцией так называемой «элиты» на реформы, инициированные Токаевым. Многим было невыгодно менять систему управления, которая была в Казахстане.

«Он пытался проводить структурные реформы в экономике, но они наталкивались на интересы внутриэлитных групп, которые монополизировали ключевые сектора и сферы экономики. И эти люди понимали, что дальше они начнут терять свое влияние в казахстанской экономике, свои сверхдоходы, олигополии, и это были ключевые игроки – те, которые сейчас находятся под следствием», – прокомментировал политолог Уразгали Сельтеев.

Ранее Карим Масимов дважды занимал должность премьер-министра, руководил администрацией президента. Тюремные сроки получили и три его заместителя. В казну Казахстана взыскано 24 миллиона долларов и свыше 10 миллиардов тенге (около 1,5 миллиардов рублей).

Судебный процесс над бывшим главой Комитета национальной безопасности Казахстана проходил под грифом «совершенно секретно».