Начало летнего сезона принесло несколько аварий с аттракционами. 6 мая в Оренбурге цепочная карусель на полном ходу обрушилась на землю вместе с катавшимися, а через неделю в парке Южно-Сахалинска на карусели «Колобок» во время движения оторвалось колесо. О том, в чем причина подобных ЧП и что необходимо сделать для того, чтобы они не повторялись, «МИР 24» спросил вице-президента Российской ассоциации парков и производителей аттракционов Игоря Родионова.
Результат аварий известен: травма двух детей в Южно-Сахалинске, 20 пострадавших в Оренбурге. В обоих случаях уже есть уголовные дела. Насколько я понимаю, перед началом эксплуатации в новом сезоне аттракционы обязательно проходят проверку. Кто и как ее проводит?
- Аттракционная деятельность – поднадзорная. В каждом регионе инспекция Ростехнадзора регистрирует все аттракционы и выдает разрешение на эксплуатацию. Эту процедуру аттракционы ежегодно проходят перед началом сезона. По идее, ни один аттракцион не может работать без разрешения инспекции и без соответствующих проверок. Помимо инспекции, в течение самого сезона аттракцион обслуживается эксплуатирующей организацией, персоналом, и они тоже должны проводить грамотное своевременное техническое обслуживание и ежедневные проверки.
По данным следствия, цепочная карусель, которая обрушилась в Оренбурге, работала уже 20 лет и не имела разрешения Гостехнадзора. Однако эксперты фирмы, которые ее проверяли, продлили срок эксплуатации до 1 мая 2024 года. Влияет ли возраст аттракциона на его работу и обслуживание?
- Конечно, возраст аттракциона влияет, но я могу сказать, что это не определяющий фактор. Например, Венское колесо обозрения эксплуатируется больше ста лет и благополучно работает с учетом грамотного обслуживания. Поэтому проблемы не в сроке, а в том, как осуществлялась эксплуатация данного аттракциона.
То, что аттракцион якобы работал без разрешения инспекции, без регистрации, – на мой взгляд, довольно фантастическая ситуация. Такие случаи возможны в каких-то передвижных парках, на ярмарках выходного дня. Но Оренбург – крупный город, и аттракцион, где произошла авария, находится в центре города. Организация, эксплуатирующая его, занимается площадками аттракционов в нескольких городах страны. Возникшая ситуация, конечно, требует расследования. Странно, что этот аттракцион работал без регистрации.
Что касается срока службы, то это понятие довольно относительное. Он составляет около десяти лет, после чего независимая экспертная организация может продлевать срок эксплуатации, если аттракцион технически исправен. В данном случае, эта процедура была сделана.
По поводу ситуации в Южно-Сахалинске есть экспертное мнение, что произошедшее ЧП стало результатом халатности. Как часто именно халатность при обслуживании становится причиной таких аварий?
- Надо признать, что влияет на это в том числе человеческий фактор. Если аттракцион нормальной заводской сборки, то у него достаточно высокий уровень надежности, какой-то производственный дефект возможен крайне редко. Неграмотное же техническое обслуживание, неправильная техническая эксплуатация, нарушение правил эксплуатации конкретного аттракциона могут повлечь разного рода неприятные ситуации. Также иногда на аттракционы пускают посетителей, не соответствующих антропометрических параметров или возраста. Люди иногда ведут себя неадекватно на аттракционах.
Кто работает на аттракционах? Нужны ли специальные экзамены, удостоверения, или любой человек с улицы может прийти и сказать: «Я буду механиком на парковых аттракционах»? Кто занимается обслуживанием?
- Инженерно-технический персонал должен иметь соответствующее образование. Даже базовое техническое образование позволяет обслуживать аттракционы. Есть специализированные учебные центры, где обучают безопасной эксплуатации аттракционов, предоставляют инженерам и техникам информацию от производителей аттракционов. Аттракционы очень разные. Как правило, персонал проходит стажировку с участием специалистов от компании-производителя. Что касается операторов аттракционов, то обычно они работают в парке временно, и задача администрации парка – обучить их правилам эксплуатации конкретных аттракционов.
Проходят ли обучение в этих центрах люди, которые непосредственно работают на аттракционах?
- Как правило, в каждом парке должен быть ответственный за безопасную эксплуатацию аттракционов.
Он на постоянной основе работает в парке?
- Да, и персонал, стабильно работающий в парке, владеющий знаниями, должен обучать тех, кто приходит на временную работу. Тех же операторов аттракционов, которые сегодня одни, а завтра другие.
В чем заключается ежедневное техническое обслуживание и осмотр аттракциона?
- Есть требования к эксплуатации аттракциона. Как правило, техники утром их проверяют на критичные параметры, в каждом аттракционе есть наиболее чувствительные элементы. Например, устройство фиксации, которое требует ежедневной проверки. Утром технический персонал в присутствии администратора все проверяет, делает контрольный пуск аттракциона. После чего в журнал заносится запись о том, что аттракцион прошел ежедневную проверку, замечаний нет, что он допускается к эксплуатации с людьми.
Какую ответственность понесет администрация парка, если случится ЧП?
- Как правило, именно администрация и несет ответственность за все эти случаи. В зависимости от степени тяжести, она может быть вплоть до уголовной. Применяется статья 238 Уголовного кодекса – «услуги, не отвечающие требованиям безопасности».
Как понять, что с аттракционом что-то не так?
- Это частый вопрос, как понять, опасен или безопасен аттракцион. Обычный человек визуально не сможет это продиагностировать. Потому что наличие ржавчины, облезшей краски или даже скрипа еще не говорит об опасности.
Все аттракционы подлежат регистрации. Перед входом или на ограждении должен быть вывешен регистрационный знак – как автомобильный номер. Там же, как правило, есть QR-код, по которому можно считать информацию и узнать, когда аттракцион проходил проверку, допущен ли к работе и до какого времени может эксплуатироваться. Должны быть свидетельства о разрешении на эксплуатацию от инспекции. Они, как правило, присутствуют либо в кассах, либо при операторе. Это подтверждает, что аттракцион кто-то проверял.
Во всех остальных случаях, если у посетителя есть сомнения в аттракционе или в своем состоянии и готовности к поездке, решение он принимает сам. Перед аттракционом вывешены правила и перечень противопоказаний к катанию. Операторы иногда не в состоянии оценить, в каком состоянии человек приходит на аттракцион, поэтому решение он должен принять сам.
Каждый раз после любого ЧП на аттракционах в парках начинается разговор о том, что надо изменить условия, повысить безопасность. Что можно сделать для того, чтобы максимально исключить возможность таких ЧП?
- К сожалению, официальная статистика по происшествиям на аттракционах не ведется. Такие случаи происходят крайне редко.
Но становятся очень резонансными, потому что на аттракционах, как правило, катаются дети.
- Да, они резонансные, потому что это дети, это социальная сфера. Недопустим ни один такой случай. Нельзя сказать, что эта сфера пущена на самотек и не контролируется. Аттракционы обязательно сертифицируются, существует надзор. Я не вижу смысла ужесточать этот контроль со стороны государства. Но чтобы избежать этих случаев, требуется обновление аттракционного парка. ЧП происходят, как правило, на старых аттракционах. Современные аттракционы производятся с учетом того, чтобы человеческий фактор был исключен, чтобы не могли привести к ЧП ошибка со стороны персонала или поведение посетителя. При рисках просто срабатывает автоматика, и аттракцион не едет.
Надо менять аттракционную технику на отвечающую современным требованиям, и тогда такие ситуации были бы исключены.
Читайте также:
Подробнее в сюжете: Гости эфира