В Душанбе прошел праздник цвета. Так называют республиканский фестиваль атласа и адраса. Организаторы – министерство промышленности и новых технологий и ремесленный центр страны «Гулзар виладж». Тему продолжит корреспондент «МИР 24» Зарина Абдуназарова.
Орнаменты и яркие цвета атласа и адраса повсюду: на текстиле для интерьера, сумках, картинах и даже на бижутерии. Сегодня этот узор узнаваем во всем мире. Но раньше он выглядел совсем иначе.
«Мы специально выставили старинный атлас. Он красочнее нынешнего, да и принт другой. Красили вручную, делали узлы на ткани для создания узоров другим методом. То есть процесс работы одинаковый, но техника окрашивания применялась другая. Но нынешний орнамент больше полюбился народу», – сказала заведующая музеем этнографии и истории Национальной академии наук Таджикистана Тутинисо Ашурматова.
Атлас ткут из шелковых нитей, а в адрас добавляют хлопок. Тканей десятки видов, в основном они отличаются по цвету. Пестрая, красочная – это «Мухабат» (что в переводе «любовь»). Еще есть «Бахор» («весна»), на ней будто распустились цветы. А «бодомча» («миндаль») – это желто-красные линии на зеленом фоне. Платье из таких тканей может многое рассказать о своей хозяйке.
«Когда женщина надела адрасовое платье, это значит, что у женщины сегодня праздник. Во-вторых, по расцветкам можно определить, сколько женщине лет, ее возраст и достаток. По этой ткани можно определить, из каких женщина слоев, она в достатке живет или как, а также ее настроение, самочувствие», – сказала руководитель центра ремесленников по производству адраса и атласа Худжанда Мавчуда Хакимова.
«Мы помогаем предприятиям путем обучения, мы предоставляем им дизайны, базируясь на нашем культурном наследии, но модернизируя их под сегодняшний тренд. Делаем привлекательней», – сказал координатор проекта Юнидо в Таджикистане Сарвиноз Джунаидова.
Важная часть фестиваля – показ одежды. На подиуме коллекции и новичков, и профессионалов, и уже именитых дизайнеров. Условие для всех одно: атлас и адрас должны быть только отечественного производства.
«Так как мировые ресурсы на данный момент уже начинают заканчиваться, и мы обратно возвращаемся к использованию местных ресурсов. Это экологически чистая продукция. Это шелк, который у нас производится, хлопок, который доступен в Таджикистане, и местные красители, которые широко могут использовать наши местные производители», – отметил директор ремесленного центра «Гулзар виладж» Нигина Икроми.
Каждая коллекция – это синтез Востока и Запада, но, в первую очередь, это слияние современности и прошлого страны. Дизайнер Шахло Пулатова любит внедрять в молодежную одежду, как она говорит, заветы предков.
«Мне нравится. Молодежи показывала эскизы – многим понравилось и даже есть заказы. Уже почти все проданы», – сказала дизайнер Шахло Пулатова.
Зрители отметили для себя лучших дизайнеров.
«Очень интересно, яркие образы, современно, но в тоже время с национальным таджикским акцентом. Мне запомнился дизайнер Ситора. У нее очень красивые образы», – призналась зрительница Амина Муминова.
Организаторы отмечают, что фестиваль стал удобной площадкой для поиска новых рынков сбыта, в том числе за пределами страны, и сотрудничества поставщиков сырья и производителей.
В Таджикистане атлас и адрас, помимо ремесленников, производят и в промышленных масштабах на фабриках.
Читайте также:
- Первый сольный концерт юной пианистки Джаннат Хусейнзода прошел в Душанбе
- Национальная одежда Таджикистана: секреты изготовления и скрытые смыслы узоров
- «Говорящие» этно-узоры: коллекцию национальной одежды представили в Бишкеке
- Лучших дизайнеров национальной одежды выбрали в Туркменистане
- Послание в узоре: выставка национальной одежды открылась в Душанбе
Подробнее в сюжете: Стильный мир