Россия вышла на новый уровень сотрудничества с Африкой и намерена его развивать. Об этом Владимир Путин заявил накануне открытия Второго экономического и гуманитарного форума «Россия – Африка» в Санкт-Петербурге. Особенности российско-африканского партнерства и его перспективы телеканал «МИР 24» обсудил с доктором экономических наук, профессором, деканом экономического факультета РУДН Ниной Андроновой.
По словам президента России, Африка все более уверенно заявляет о себе в качестве одного из полюсов формирующегося многополярного мира. Как, на ваш взгляд, африканский континент к этому пришел, что этому способствовало?
- Этому способствовала, прежде всего, расстановка сил в мире, – не столько на африканском континенте, сколько обострение борьбы между мировыми державами в формировании многополярного мира. Когда мы переходим от однополярного мира к многополярному, и меняется конфигурация международно-экономических отношений, политическая карта, то появляется шанс на то, чтобы заявить о себе уже достаточно серьезно. На мой взгляд, африканские страны очень правильно, вовремя и, главное, четко это делают.
Нынешнее состояние отношений России и Африки эксперты называют глобальным диалогом. В каких областях он наиболее актуален?
- Глобальный диалог действительно есть. За достаточно небольшой промежуток времени у нас уже было несколько очень серьезных мероприятий, – это и саммит «Россия – Африка», и межпарламентская ассамблея, и огромное количество различных других мероприятий. Конечно, предстоит колоссальная работа по восстановлению экономического сотрудничества и присутствия России в Африке. Очень важное направление – гуманитарное, подготовка кадров, образовательные проекты и так далее.
Насколько для России выгодно сотрудничество с Африкой и как оно реализуется сегодня?
- Нельзя ни одну страну в мире рассматривать с точки зрения выгодно или нет. Африка – это быстро развивающийся, молодой континент с очень большим объемом населения. Это кладовая ресурсов, причем пока законсервированная кладовая. Там, конечно, присутствует огромное количество транснациональных корпораций, которые занимаются добычей. Но ресурсная составляющая африканских стран настолько серьезная и большая, что не может не интересовать. Поэтому сотрудничество с африканским континентом является для нас приоритетным и стратегическим.
Сейчас эксперты много говорят о том, что необходим комплексный подход для реализации российских проектов в Африке. Как этого добиться?
Комплексный подход должен заключаться в том, чтобы выработать свою взаимовыгодную модель сотрудничества, интересную и одной и другой стране. Что это может быть? Мы говорим не только о развитии торговли. Надо понимать, что, если мы выходим просто с торговлей, то у нас будет огромное количество конкурентов. Значит, мы должны выходить не только с предложением о развитии торговли. Если мы экспортируем подсолнечное масло, значит, мы должны понимать, что завод по расфасовке этого масла должен быть в Африке. Мы должны понимать, что мы должны строить там перерабатывающие производства.
Когда мы инвестировали в Африку и в советское время, и сейчас, мы создавали там предприятия, заводы, мы готовили специалистов. Здесь роль российского образования колоссальна, у нас учится достаточно большое количество африканских ребят. Более того, мы готовим специалистов-россиян, которые могут и умеют работать в Африке. Это и называется комплексный подход. Он действительно нужен, важно разработать долгосрочную взаимовыгодную стратегию.
Насколько для Африки важно сотрудничество с Россией?
- Для Африки это очень важно, потому что модель развития, которая сегодня там реализуется, в большей степени навязана их колониальным прошлым, сотрудничеством с западными странами. Сейчас их модель развития фиксирует их на бедности. Когда страна – исключительный поставщик ресурсов, когда Кот-д'Ивуар является первым в мире поставщиком какао-бобов на мировой рынок, но при этом шоколад в стране является продуктом роскоши, люксовым продуктом, то, согласитесь, это ненормально. Когда твои ресурсы полностью контролируют транснациональные корпорации, и твоя страна от этого не получает ничего, то понятно, что эту стратегию развития надо менять, и здесь нужна поддержка. Я думаю, что Россия – та страна, которая может эту поддержку предоставить.
Что, на ваш взгляд, на нынешнем этапе мешает российско-африканскому партнерству, и как эти задачи можно решить?
- Сегодня мы находимся в тяжелой ситуации. Мы не должны забывать, что РФ находится в состоянии серьезного конфликта, громадная часть ресурсов, которые бы могли идти на развитие и созидание, сейчас отвлекаются по известным причинам. Нарушена логистика, нарушена система платежей. Но специалисты работают, мы находим варианты. Я не буду озвучивать все, но пусть зрители знают, что ни наука, ни российский бизнес не сидят на месте, они находят выход из положения. Я думаю, что мы справимся.
Какой должна быть стратегия России в Африке и что нужно для ее успешной реализации?
- Африка – это очень большой континент, там большое количество стран. Это один из ключевых игроков, с кем мы, прежде всего, строим отношения. Дальше нужно придерживаться комплексного подхода на условиях взаимной выгоды, равенства. Конечно, здесь нам надо думать о том, что с российской стороны необходимо готовить квалифицированные кадры, финансовые ресурсы. Потому что у бизнеса мало денег, деньги дорогие, и это уже наши внутренние проблемы, которые необходимо решить, чтобы это сотрудничество было успешным.
Читайте также:
Подробнее в сюжете: Гости эфира