Наследие Третьякова: как столичный купец стал главным собирателем большого искусства

22:45 15/08/2023

130 лет назад, 15 августа 1893 года, Третьяковская галерея открылась для широкой публики. Долгое время коллекция картин была доступна немногим. Но, после того как Павел Третьяков подарил свое собрание Москве, шедеврами смогли любоваться все. Первую картину меценат приобрел в 24 года. Она и послужила началом богатейшего собрания, передает корреспондент телеканала «МИР 24» Елена Ширяева.

В кабинете Третьякова всегда стоял запах краски и лака. Не имея художественного образования, он обучался мастерству реставрации у других. В доме, который теперь стал музеем, меценат провел детство и навсегда влюбился в искусство.

«Вокруг дома в Толмачах был фруктовый сад, который Павел Михайлович был вынужден вырубить, чтобы построить там здание Третьяковской галереи. Но он пожертвовал комфортом семьи ради галереи», –рассказала заведующая Музеем Павла и Сергея Третьяковых Маргарита Корнилина.

Третьяков богатым не был. Жил в одной из пристроек к зданию галереи. Носил пальто простого кроя, в поездах выбирал эконом, запрещал семье покупать заграничные наряды, а из роскоши позволял себе лишь картины.

Создавалась Третьяковская галерея на деньги от льняной мануфактуры в Костроме. Это был основной бизнес Третьякова. Там производили пряжу, постельное белье, ткани для обивки мебели, холсты. Фабрика работает до сих пор. Наследие Третьякова бережно хранит Виктор Афанасин, он же заведует фабричным музеем.

«Эмблема была поставлена на тканях 120 лет назад. Здесь всегда производились высочайшего качества ткани. За них мануфактура была удостоена звания поставщика двора императорского величества», – отметил заместитель директора Новой Костромской льняной мануфактуры Виктор Афанасин.

В Третьяковской галерее многие картины до сих пор висят там, где их разместил сам Третьяков. Многие шедевры он покупал вопреки цензуре. Например, «Голгофу» Николая Ге, на которой художник изобразил Христа как бродягу, а не как святого.

«Он рисковал тем, что галерея могла быть закрытой. И не взирая на дискуссионность и спорность, приобретал эти работы», – пояснила заведующая отделом живописи второй половины XIX – начала XX века Государственной Третьяковской галереи Татьяна Юденкова.

Третьяков сохранил для истории и прижизненные портреты известных людей. Крамскому поручил написать Льва Толстого. Праправнук Владимир Толстой рассказывает: писатель не сразу согласился позировать художнику.

«Он привел такой аргумент – ну, вы не хотите, чтобы вас написали сейчас, при жизни. Но после вашего ухода будут писать, не спрашивая вашего разрешения, и напишут точно не таким, каким вы были. В итоге удалось уговорить Льва Николаевича», – поделился Владимир Толстой.

40 лет Третьяков собирал коллекцию, а потом подарил Москве. Тогда в столице не было публичных музеев. Павел Михайлович за свой счет открыл бесплатный и для всех.

«Галерея продолжает жить и расширяться. Это большой музей от Калининграда до Владивостока. А основы заложены Павлом Михайловичем – простым замоскворецким купцом», – подчеркнула Татьяна Юденкова.

«Я заставлю их рыдать, а не умиляться»
Дело Третьякова продолжают не только музейщики, но и потомки. Праправнучка Екатерина Хохлова отрыла для москвичей библиотеку киноискусства. Живет, как и завещал Третьяков.

«Он был образцом того, как надо относиться к жизни и к людям. Он ведь собирал картины не потому, что их просто любил, а для того чтобы отдать народу! Я знаю многих коллекционеров, которые трясутся над картинами. Ведь это очень трудно – отдать что-то свое», – рассказала Хохлова.

Третьяков любил сидеть в кабинете, который выходил окнами во двор галереи, и наблюдать за посетителями. И сейчас, как и тогда, они идут бесконечным потоком в дом Павла Третьякова. Этот терем русской культуры, как и завещал основатель, открыт для всех.