Кыргызстан прекратил подачу поливной воды в Жамбылскую область Казахстана на фоне маловодья, что неизбежно обострит уже существующий дефицит в республике. В чем причины водного кризиса в Казахстане, насколько он серьезен и что необходимо для его разрешения, телеканал «МИР 24» спросил заместителя председателя правления Объединения юридических лиц «Ассоциации экологических организаций» Казахстана Булата Касымова.
По мнению экспертов, основная причина возникшего водного кризиса в Казахстане – природная. Говорят, что в Жамбылской области такой засухи не было лет 50 как минимум. Но сейчас главный вопрос, как эту проблему решить? И что может сделать государство для этого?
– Далеко не секрет, что последние годы планета Земля сталкивается с глобальными процессами, в том числе связанными с изменениями климата. Вопрос дефицита водных ресурсов стоит на повестке Казахстана, как и других стран Центральной Азии, уже несколько лет. Эксперты заявляли об этом как минимум десять лет назад.
Если разбираться в причинах, то отраслевые министерства и ведомства, мягко говоря, не исполняют должным образом свои функции. Отсутствует преемственность программ: все водные программы были дискредитированы, потрачено очень много денег, но эффективность оставляет желать лучшего. Я лично объездил практически весь Казахстан, был на многих водных гидротехнических объектах, – там многие вещи просто не работают.
– Давайте посмотрим на опыт Израиля, Австралии и ряда других засушливых стран. Ситуация с водными ресурсами там изначально гораздо хуже, чем в Казахстане. Но люди проявили политическую волю, привлекли грамотных специалистов и реализовали эту программу. Технологии есть: это и капельное орошение, и технологии водосбережения. В Казахстане неравномерные осадки: может месяц не быть дождя, а может так хлынуть, что затапливает поселки и населенные пункты. Нужно внедрить технологии по сбору и сохранению этой воды, но этого не происходит.
Решений в мире достаточно. Если организовать открытый процесс рассмотрения этих технологий, с привлечением независимых экспертов, которые могут дать совершенно открыто независимое заключение, ни капли кулуарности не должно быть.
Проблемы с водой – это головная боль не только Казахстана. Можно ли эту проблему решить сообща с ближайшими соседями – Узбекистаном, Кыргызстаном? Что для этого нужно?
– Безусловно, мы соседи, мы братские тюркские, мусульманские государства. Естественно, все заинтересованы в благополучии друг друга. Я уверен, что в этих странах есть великолепные специалисты. Если им дать возможность участвовать в процессе принятия и выработки решения, мы найдем общий язык. Потому что здесь очень важно привлечение ряда министерств. В этом плане критично участие гражданского сектора, потому что отсутствие межведомственного взаимодействия – большая проблема. Я уверен, если правильно организовать процесс выработки и принятия, а также контроля за реализацией принятых решений, то можно добиться больших результатов и снять очень много болевых точек с нашими соседями. Я в этом убежден.