Такси в России: ощутят ли изменения закона пассажиры?

04:35 01/09/2023

1 сентября в России вступит в силу закон о такси. Какие изменения ждут и водителей, и пассажиров, на телеканале «МИР 24» рассказал независимый транспортный аналитик Роберт Ян.

Как лично вы относитесь к закону о такси, насколько он был необходим?

– Он необходим, потому что прежний закон не отвечал современным и технологическим реалиям и составу участников, заинтересованных сторон. Может быть, все участники ждали чего-то большего, чем дает закон. Поэтому сейчас у всех сторон есть какие-то замечания, дополнительные предложения, как можно закон изменить, что в него можно добавить. С моей точки зрения, это естественный процесс: всегда хочется чего-то большего и лучшего. Сейчас нам надо посмотреть, как закон будет работать.

Начнем с водителей. Кому закон разрешает работать в такси?

– Закон, как и раньше, разрешает работать водителями индивидуальным предпринимателям, которые оказывают услуги на своем или арендованном автомобиле, и работникам различных транспортных организаций, которые оказывают услуги в рамках трудовых обязанностей. Появляется новый участник – это самозанятое лицо, которое может независимо от работодателей, не регистрируясь в качестве ИП, получить разрешение на деятельность. При этом на него накладывается весь комплекс обязанностей, который есть у других участников. Такому физлицу нужно много раз подумать, стоит ли ему заниматься этой деятельностью самостоятельно.

За какие провинности не допустят к работе в такси?

– Есть требования к водителям такси, которые должны выполняться. Раньше их было немного: наличие водительского удостоверения со стажем управления больше трех лет и российское гражданство или национальное водительское удостоверение для иностранных граждан, и отсутствие медицинских противопоказаний. Эти требования сохраняются, их никто не отменял.

Беспилотники на дорогах Москвы
Добавляются требования о том, что водитель не должен иметь непогашенные судимости по ряду преступлений, перечисленных в отдельном положении. В основном они связаны с причинением вреда гражданам или с угрозой для государства. Дополнительное требование касается неоплаченных штрафов: при их наличии водителю могут ограничить доступ к работе до их оплаты.

Остальные требования общетранспортные, в их числе соблюдение режима труда и отдыха. В период, когда водителю нельзя оказывать услуги, он не сможет получать заказы. Сегодня это контролируется непосредственно перевозчиками, а в рамках нового закона это требование должно контролироваться агрегатором, который будет обязан не передавать заказ в таких случаях. Ждем, что требование будет выполняться, и мы не получим за рулем такси водителей, которые перерабатывают, устают и создают аварийные ситуации. Каким образом это будет выполняться, увидим в ближайшее время.

Меня в законе удивил такой момент: обязательное оформление полиса ОСАГО. Раньше разве не надо было?

– Это общетранспортное требование, оно содержится в ФЗ №196 «О безопасности дорожного движения». Сейчас его продублировали в законе о такси, чтобы участники отрасли не забывали.

В законе говорится об усилении контроля за состоянием здоровья водителя. Речь идет о предрейсовых осмотрах? Если с централизованными таксопарками это более-менее понятно, то как быть ИП, самозанятым?

– Параллельно закону о такси внедряется телемедицина. Это вполне реальная ситуация, касающаяся не только транспорта, но вообще сферы медицинских услуг, расширения доступа к ним для граждан. Для воителей и перевозчиков сервис телемедицины представляет возможность дистанционно проходить медицинские смотры в тех местах, где нет специализированных медицинских учреждений. Пункты телемедицины должны устанавливаться организациями, которые занимаются организацией перевозок и массово привлекают водителей. В некоторых регионах проводили эксперименты, когда такие пункты устанавливались на АЗС, на станциях технического обслуживания. Я ожидаю, что таких пунктов будет становиться больше по мере того, как эти требования будут распространяться в регионах.

«А судьи кто?» Кто и как будет следить за исполнением этих требований, и кого и как будут наказывать за нарушения?

– За организацию и контроль соблюдения требований в сфере перевозок легковым такси отвечают уполномоченные органы субъекта РФ, ответственные за выработку политики в сфере транспортного регулирования. В регионах это министерство транспорта, в Москве – департамент транспорта, в Санкт-Петербурге – транспортный отдел правительства города. Основной орган, отвечающий за контроль соблюдения требований, в разных регионах называется по-разному.

Цифровые профили, беспилотные авто и авиаперевозки
Помимо этого, закон устанавливает для уполномоченных органов проведение постоянных рейдов для контроля соблюдения требований. Дополнительно к этому уполномоченные органы должны получить доступ к базе данных заказов обезличенных агрегаторов – по новому закону, они называются службами заказа легкового такси. Это дает возможность проводить контроль в цифровом виде, не проводя специальных мероприятий в офлайн формате или с привлечением ГИБДД. Появляется единая цифровая система – Федеральная государственная информационная система легкового такси, в которой будет собираться информация обо всех перевозчиках, всех службах заказа легковых такси, всех легковых такси. Соответственно, в систему заказов такси не должны попасть ни перевозчики, ни транспортные средства, которые не соответствуют обязательным требованиям.

Вы имеете в виду федеральный реестр транспорта?

– Федеральная государственная электронная система предназначена, чтобы уполномоченные органы смогли исполнить функцию по ведению реестров. Такие реестры полноценно функционируют только в Московском регионе. В большинстве регионов отсутствуют даже возможности создания таких информационных систем. Федеральная информсистема, разработанная по заказу Министерства транспорта, решает комплекс задач по управлению реестром для всех регионов России одномоментно с 1 сентября. Это большой шаг в цифровизации транспортной отрасли в целом и легкового такси в частности.

Любое нововведение вызывает множество вопросов. Стращают тем, что с 1 сентября из-за новых требований очень много водителей такси просто не выйдет на линию. Соответственно, машин станет меньше, но пассажиров осталось столько же, значит, спрос вырастет и нужно готовьтесь платить больше?

– За ценообразование отвечают агрегаторы услуг такси. Имеют ли они на это право? Мы находимся в рыночной ситуации. Агрегаторы услуг заинтересованы в том, чтобы было максимальное количество поездок, они не заинтересованы в сокращении пассажиропотока и завышении цен. Возможны некие спекулятивные ситуации, как недавно было в некоторых регионах, когда цена намеренно повышалась в несколько раз, чтобы показать, что будет впереди.

Но ни один агрегатор не заинтересован в сокращении объема рынка, поэтому они найдут механизмы, чтобы привлечь водителей, которые смогут работать в этих условиях. Закон сам по себе не содержит норм, которые бы создавали условия для повышения цен. Все такие утверждения надуманные, основанные на предположениях, которые не имеют практического применения, и на предположениях, которые базируются на устаревшем представлении о том, что якобы все водители, которые хотели работать, уже работают, и если они уйдут, то на их место никто не придет. Так не бывает. Рынок есть рынок, если на нем есть спрос, то обязательно возникнет предложение. Одни уйдут, придут другие.

Они уйдут из официальных агрегаторов, перестанут ездить по приложениям, а на дороге опять появятся нелегалы, которых сейчас осталось достаточно мало?

– Такого уже не произойдет. Два основных агрегатора услуг такси внутри своих соглашений уже предусмотрели возможность привлечения для оказания услуг перевозок водителей на транспортных средствах, которые сегодня не вписываются в закон о такси. Они будут предлагать для перевозок другой вид договоров, который не регулируется законом о такси, с целью сохранить пассажиропоток и цены на уровне, приемлемом для пассажиров. Никакого роста цен быть не может, с точки зрения спроса и предложения видно, что цена сбалансирована. Если это произойдет, то искусственно, для демонстрации возможностей манипулирования рынком.