Межкаспийское взаимодействие: что объединяет страны-участники форума?

00:52 20/09/2023

Каспийский медиафорум, который Астрахань принимает уже в восьмой раз, получил статус федерального мероприятия. Темой этого года стала «Общественная дипломатия и социальные медиа как фактор сближения народов». Насколько значительна их роль в укреплении доверия и взаимопонимания каспийских стран, телеканал «МИР 24» обсудил с председателем Совета Фонда развития и поддержки международного дискуссионного клуба «Валдай» Андреем Быстрицким.

Получение Каспийским форумом статуса федерального – это оценка прошлых заслуг или аванс на будущее?

– Оба предположения не противоречат друг другу. Во-первых, форум собирается не первый раз, он растет, он интересный и разнообразный. Но это и аванс на будущее. Мы неоднократно говорили о том, что мир перестраивается: он становится мозаичным. Каспийское море объединяет несколько стран, причем некоторые из них даже не граничат с этим морем. Каспийское море – источник благ для этих стран, и это создает некую общность. Я думаю, что это аванс на будущее, на то, что страны Каспийского региона в силу своей принадлежности к нему будут взаимодействовать. В этом смысле Астраханская область естественным образом стала местом сборки каспийских взаимоотношений. Участников много, в том числе из Ирана, Туркменистана, Азербайджана, Узбекистана, Беларуси. Я думаю, что такие региональные объединения во многом будут формировать структуру будущего мира.

Да, форум Каспийский, но там и представители Индии, Кыргызстана, Беларуси, хотя где они, а где Каспийское море? В чем интерес стран, которые не имеют доступа к этому морю?

– Мы недооцениваем происходящие изменения. Многие видят, что некоторые межстрановые объединения не очень работают, – они политизированы или беспомощны, или недостаточно мощны. Я разговаривал с китайскими коллегами – у них много причин, почему Си Цзиньпин не поехал в Дели на «двадцатку». Но то, что и Китай, и Индия имеют большой интерес к тому же БРИКСу, ШОСу, – естественно, потому что они дают ощущение уверенности, так легче решать проблемы. Эти объединения отличает нейтральность, их члены не опасаются, что кто-то перетащит одеяло на себя. Как бывает в случае со многими западными странами, которые с охотой используют доступ к рычагам, позволяющими управлять, например, цифровыми платежными платформами. В рамках каспийского объединения, межкаспийского взаимодействия все на равных, и это интересно. Есть общее между Туркменией и Азербайджаном, между Казахстаном и Россией. Начиная от экологии и заканчивая немаловажным вопросом о том, что происходит с Каспийским морем в целом. Это рациональный и понятный интерес, его не надо недооценивать. То, что у стран есть интерес и почва для взаимодействия, это факт.

Процитирую губернатора Астраханской области Игоря Бабушкина: «Многоформатному сотрудничеству на Каспии придается как никогда серьезное значение». Это фраза, которая характеризует то, о чем вы сейчас говорили?

– Да, это правда, потому что есть интерес и в сфере культуры. Здесь все говорят по-русски, и даже те люди, которые говорят, к примеру, на тюркских языках, тоже могут понимать. Получается, есть и культурная коммуникационная почва.

Тут мы выходим на главную тему форума. Народная дипломатия и социальные медиа, получается, очень важны в этой ситуации?

– Это очень серьезная тема. Есть дефицит знания друг о друге, и есть малая доступность информации. Есть, конечно, телеканал «Мир», но достаточно ли его? Мы знаем, что возрастает роль интернета, в значительной степени преобладают профмедиа. Нужна платформа для обмена и регулирования этих социальных медиа. Другое дело, чтобы их отрегулировать, нужна взаимная ответственность, должен быть механизм отслеживания неверной информации. Должны быть общие СМИ, через которые можно было бы передавать друг другу важную и правдивую информацию. Участники форума подчеркивали такую необходимость.

Были же у нас такие программы, как студенты по обмену, то же было со школьниками, специалистами. Ездили, знакомились, кто как живет в других странах, и это и есть народная дипломатия?

От сотворения «МИРа» до покорения Эвереста
– Да, и это работает во многих случаях. Этим летом на Африканском саммите многие коллеги из стран Африки говорили: «Мы же помним, что вы вещали на наших языках. Мы учились у вас и сейчас хотим учиться». Достаточно много людей едет учиться. В Высшей школе экономики, где я декан факультета креативной индустрии, много студентов из-за рубежа.

Нам не надо себя переоценивать и не надо недооценивать. Российское образование во многих своих примерах неплохое. Я был в Томске, где толпы студентов из стран Азии. Многие из них пользуются нашими соцсетями, и в этом смысле ситуация тоже уникальная. Нормальные собственные соцсети сегодня есть только у России.

Насколько важным фактором для развития партнерских отношений России со странами Азии является транспортный коридор «Север-Юг»?

– Конечно же, такие региональные связи очень важны. События последних лет показали, как важно иметь независимые, разнообразные транспортные магистрали. Это очень важная инициатива и для России, и для стран Каспия. Это будет означать, что грузовые потоки потекут интенсивнее, что приведет к развитию экономики, улучшению уровня жизни, новым рабочим местам во всех этих странах. Это приведет к росту товарооборота на огромном рынке стран Каспийского региона, где живет около 250-270 млн человек. Россия здесь занимает большую часть, но есть и огромный рынок Узбекистана, Беларуси, они тоже заинтересованы в этих коридорах, им есть, что поставлять. Это практические вопросы. Понятно, что они непростые, но все возможно.