Ответственность за газовое оборудование в домах России: кто ее должен нести?
Спасатели завершили поисковые работы и разбор завалов в Балашихе, где 20 сентября взорвался газ. По последним данным МЧС, погибли семь человек, 20 пострадали. Почему подобные трагедии в домах происходят регулярно и как самим жильцам не допускать утечки газа, телеканал «МИР 24» обсудил с доктором юридических наук, экспертом Народного фронта Александром Толмачевым.
Напомним хронологию событий. На четвертом этаже в девятиэтажном панельном доме взрыв прозвучал в 8:21 утра. Сразу три этажа разрушились. Во время разбора завалов было повторное обрушение, и погибли два спасателя. Расследование трагедии стоит на контроле в центральном аппарате Следственного комитета, там же назвали основную предварительную версию: «Неисправность газового оборудования». Есть ли статистика о том, что обычно становится причиной таких взрывов? Человеческий фактор, технические неисправности?
- Не только юристы и журналисты, но и сами специалисты в сфере ЖКХ говорят о том, что каждый квартал взрывается бытовой газ в домах. Сегодня у этого есть три главных причины. Первая – очковтирательство. Три года назад президент страны поручил газовым монополистам незамедлительно проверить все системы и внутридомового, и внутриквартирного оборудования. Через два месяца они отчитались, что проверили все дома в РФ. Но как же так, у них всего тысяча специалистов, а домов миллион, как они могли их за два месяца проверить? Понятно, что это все вранье. Вторая причина – в том, что в условиях рыночной, финансовой экономики никого не волнует, что произошло: отделаются штрафами. В советское время за любые нарушения в инфраструктурной системе следовало уголовное наказание тех, кто был обязан проверить. Третья вещь – коррупционная составляющая. Мы прекрасно понимаем, что и пожары, и взрывы домов не просто так происходят.
Как с этим бороться? Самое главное, объяснить нашим гражданам, что за все отвечает только собственник квартиры и больше никто. Если кто-то думает, что отвечает за что-то государство, то он глубоко ошибается. Как только мы приватизировали квартиры, купили их в частную собственность, на нас легла ответственность не только за свою квартиру, но и за все оборудование, которое находится в доме и вокруг него, за то, что называется общее имущество. Поэтому, когда спрашивают, кто виноват, мы сами виноваты. В доме, где я живу, как только кто-то почувствует запах газа, через две минуты полдома будет на ушах стоять и выламывать дверь, откуда идет запах, к тому же если там живет алкоголик, к примеру. Без нас никто этого делать не будет. Ну и что, что чиновники сказали, что с 1 сентября проверкам занимается газораспределительная компания – «дочки» монопольных газовых структур. Ничего не изменится до тех пор, пока мы не перейдем к самоуправлению.
Понятно, что следствие еще идет, и мы пока не знаем, что произошло, версий огромное количество, информации ходит очень много. В офисе УК, которая отвечает за обслуживание дома, проведены обыски. Обнаружено, что проверка этого дома была запланирована на сентябрь. В Telegram-канале написали, что жильцы накануне взрыва жаловались на запах газа в подъезде, вызывали специалистов, но никто не приехал.
- Я тоже видел информацию о том, что люди говорили, что чувствуют запах газа. В таком случае надо было сразу же перекрывать газ и проверять весь дом от начала до конца. Конечно, это не было сделано. Кто обязан был это делать? Уравляющая компания? Нет, она вообще не имеет специалистов по газовому оборудованию, этим занимаются ресурсоснабжающие структуры. Там, где ресурсники монополисты, происходит эта беда.
Существует же инструкция, которая обязывает РСО заниматься проверкой оборудования?
- Да, существует. В марте даже появился обновленный закон, потом были постановления правительства об ужесточении ответственности. После очередного взрыва у нас всегда выпускается постановление об ужесточении, но это не решает проблему полностью, потому что нет специалистов. Был Институт экономики жилищно-коммунального хозяйства в Москве, но его закрыли, сказали, что не нужен такой институт.
Специалистов в отрасли, конечно, не хватает. Проверить ресурсоснабжающие организации могут только Генпрокуратура, Счетная палата, потому что они считаются структурами, связанными с безопасностью инфраструктуры целой страны.
В СМИ появился комментарий директора УК: «Взрыв в квартире старушки, неосторожное обращение с газом, к нам претензий нет». Если подтвердится версия, что действительно человек не закрыл или открыл газ, то отвечать должен тот, чья квартира?
- Да, и я с вероятностью 90% могу сказать, что ответственным будет тот, кто погиб в этой квартире. Потому что в договоре с УК написано, что она в доме лишь обычный агент, который отвечает только за определенные жилищные услуги: помыть подъезд, покрасить лестничную клетку и т.д. Когда мы говорим о ресурсах – воде, канализации, газе, электричестве, то к ним УК и близко не подойдет, потому что эта система связана с РСО, с монопольными системами. Поэтому если сегодня директор УК сказал, что этого в договоре нет, то к нему и претензии не предъявишь, он не отвечает за эти вещи.
Вы уже упомянули поправки в Жилищный кодекс, которое вступили в силу в России с 1 сентября. Меня в них удивил момент, что обслуживать весь дом может только одна газовая компания, с которой УК должна заключить договор. Разве раньше в одном доме могли быть разные газовые компании?
- Конечно, нет. Представьте себе, что в подмосковном городе есть одна крупная газовая организация. Для того, чтобы им избавиться от ответственности, они делают прокладку между собой и нами: создают много маленьких дочерних компаний, и в случае аварии отвечать будут они. Поэтому сказано, что в каждом доме будет отдельная компания, или одна компания будет на несколько домов. Но чьи это компании? Это «дочки» ресурсников. Хорошо это или плохо? Это просто не решит проблему никак. Потому что проверки будут также идти на бумаге, в цифрах. Будут рисовать виртуальные картинки о том, что все проверено. Или будут говорить, что не хватает счетчиков или газовых анализаторов. С 2001 года газовые анализаторы стоят во всех домах – и в новых, и в старых. Вопрос в том, что сейчас говорят, что для безопасности нужны анализаторы с электронной подпиткой, которые будут сбрасывать базы данных на специальные сайты. Но это только удорожает услуги для потребителей, безопасность от этого не повысится. Либо нужно говорить о том, что, поскольку РСО не заинтересованы в укреплении безопасности газового оборудования домов, часть платежей нужно вернуть, чтобы потребители могли нанять людей, которые будут все проверять. Я, например, сам в своем доме готов ходить с проверками, потому что мне страшно, чтобы с моими детьми что-то не случилось в мое отсутствие. Все равно ответственность на нас с вами.
О проверках я скажу на собственном опыте: раз в полгода вижу специалиста, который приходит проверять у меня в квартире газовое оборудование.
- Слава богу, но, к сожалению, так не везде. Да, появились новые правила, в которых сказано, что теперь и по внутридомовому газовому оборудованию, и по внутриквартирному будет отвечать только одна компания, с которой будет подписываться договор. Но есть один момент: для упрощения подписания договора от дома будет определен человек, который будет делать это от лица всех квартир. Я считаю, это неправильно, при таком варианте в каждой квартире проверки не будет.