«Чистый Териберский берег»: как спасти морских обитателей от пластика?

01:21 27/09/2023

Более пяти тонн мусора собрали волонтеры на берегах Баренцева и Белого морей. Этот и другие итоги экспедиции «Чистый Териберский берег – 2023» телеканалу «МИР 24» прокомментировал один из организаторов, сопредседатель и основатель Фонда защиты китов Василий Борисов.

Что за экологическая акция, сколько времени она длилась, где проходила и какие силы были задействованы?

- Начнем с того, что причем здесь киты и пластик? Мы поняли, что один из самых опасных для морских обитателей видов мусора, независимо от объема, – это пластик. Даже самая небольшая леска с крючком может испортить жизнь дельфину. Сетка может погубить тюленя. Пластиковый мусор, находящийся в воде, может забить желудок кита, и он умрет. Одна из главных проблем для китообразных – наличие мусора в океане.

Мы мало можем помочь всему мировому океану, но есть Териберка – российская столица китов. Мы решили, что, раз мы там организовались как фонд и занимаемся изучением китообразных, то для нас важно провести акцию по очистке берегов Териберки от пластикового мусора. Есть вторая точка Мурманской области – это поселок Умба, рядом с которым поселилась местная популяция китов белух. Там тоже есть замусоренные пляжи.

Эти две точки, Умба и Териберка, стали для нас отправными точками на карте, с которыми мы начали работать и куда стали организовывать экспедиции. В прошлом году была первая экспедиция, а в этом году мы провели уже четыре экспедиции – одну в Умбу и три в Териберку.

Насколько я знаю, с побережья Баренцева моря в общей сложности вывезли 38 кубометров мусора. Откуда он там в таких количествах и что это?

Здесь две составляющие. Первая – Гольфстрим, который приносит к нам слишком много мусора практически со всей Атлантики. С кораблей все идет к нам, также мусор оставляют туристы. На Белом море мы собрали меньше мусора, хотя на большей территории, – там мусор только российский.

Была история, связанная с пляжем «Пенопластовый коллапс», за что его так назвали?

- На этом пляже залежи трудновывозимого пенопласта. Видимо, кто-то поленился везти его на мусорный полигон, свалил всю машину, оставил это в тундре, рядом с морем. Мы будем с этим более плотно работать в следующем году.

Пенопласт же совсем не разлагается?

- Не разлагается, его можно только вывозить на переработку.

38 кубометров мусора с Баренцева моря и чуть больше 13 кубометров с Белого моря. Такая разница в объемах в том, что Баренцево море, спасибо Гольфстриму, стало мусоркой для всей Атлантики?

- В принципе, да. Микропластик – более опасный пластик, который находится в море, по сравнению с бутылками или сетками. Микропластик попадает в пищевую цепочку, а затем через планктон и рыбу – в человека. Он является прибежищем микроорганизмов: для рыб может быть смертельным, а для человека источником разных болезней. Чем меньше пластика в море, тем мы здоровее.

Но, к сожалению, в мире выбрасывается в океаны 19 млн тонн пластика в год, – это примерно 107 пирамид Хеопса. Представляете, какой сейчас на дне и в толще воды компот, который из себя представляет пластиковый мусор? Он оседает на дно, практически не разлагается и постепенно отравляет воду мирового океана.

Жутковатая картина получается!

- Да. Проблема в том, что мы каждый день приносим из магазина несколько килограммов пластиковой упаковки, потом все это выбрасываем, не думая, что с ней произойдет. А из нее складывается 19 млн тонн мусора в год.

Правда ли, что некоторые итоги вашей экспедиции оказались удивительными в хорошем смысле слова?

Мы смогли очистить некоторые пляжи. Те пляжи, которые мы очищали в прошлом году, остались не загрязненными либо загрязненными незначительно, что говорит о том, что уборка пластикового мусора с побережья – не бесполезное дело. Это самое главное.

Второй год подряд вы работаете в одних и тех же местах. Как оцениваете экологическую ситуацию на этой территории, есть повод для тревоги?

- Наличие пластикового мусора, особенно в зонах особой охраны, таких как Териберка, беспокоит меня. Значит, те меры, которые принимаются по охране этой территории, не являются достаточно эффективными. На мой взгляд, нужно запускать патрули, нужно, чтобы местные жители сами не мусорили и следили за тем, чтобы не мусорили приезжающие туристы.

Сейчас это место находится под очень серьезным прессом. После коронавируса, когда все ограничения сняты, сюда опять поехали наши туристы. От них зависит, в том числе, процветание этого места, которое потеряло всю промышленную привлекательность, там закрыли последний рыбзавод, который снимали в фильме Звягинцева, и люди остались практически без работы. Сейчас туризм приносит очень большую пользу. Но туризм без регулирования, без контроля может просто-напросто убить и пляжи, и тундру. Мне кажется, и общественным организациям, таким как мы, и местным властям, и жителям нужно задуматься над тем, как потом справляться с этим.

Самих китов удалось увидеть?

- Да! Сейчас в Териберку впервые за очень долгое время пришли горбатые киты. Это место было очень сильно истоптано китобоями. Несколько сот лет китобои из Голландии, Англии, Норвегии промышляли в этих местах и выбили все популяции местных китов. Сейчас в более-менее нормальном состоянии остались только популяция малых полосатиков, а горбатых китов давно не видели. Но вот в прошлом году они пришли.

Это самый снимаемый кит в мире – который выпрыгивает из воды и машет своими очень длинными плавниками. Он является и символом нашего фонда. Есть юмористическая концепция, что эти киты очень любят фотографироваться, поэтому приходят туда, где много туристов. На самом деле просто стало больше рыбы. Один кит отстал от своего стада и остался в Териберке на целый год. Его можно увидеть около териберской бухты, и можно аккуратно его снимать на камеру.

Как можно стать участником экспедиции?

- Пожалуйста, обращайтесь к нам, записывайтесь волонтерами, приезжайте. Перелет до Мурманска стоит примерно семь тысяч рублей, а там мы вас встретим. Летом мы живем в палатках, едим то, что готовим на костре, передвигаемся на лодках и пешком, так что это совершенно прекрасная обстановка для здоровья.