Около 24 млрд долларов инвестиций привлекли страны ЕАЭС за счет проекта «Один пояс, один путь». Об этом заявил Владимир Путин в интервью медиакорпорации Китая накануне открытия третьего международного форума в Пекине. Особенности этого взаимовыгодного сотрудничества на телеканале «МИР 24» прокомментировала кандидат экономических наук, заместитель декана по международной деятельности РУДН Дарья Соколан.
Насколько инвестиции в размере 24 млрд долларов важный и значительный ресурс для рынка ЕАЭС?
– Если сравнивать с взаимными инвестициями, то этот ресурс значимый. Например, в 2023 году взаимные инвестиции в Евразийском союзе достигли 26 млрд долларов. Естественно, 24 млрд со стороны Китая – внушительная сумма. Если сравнивать с инвестициями третьих стран, то сумма немного теряется. Например, в 2021 году только за год все инвестиции в Евразийский союз достигли 46 млрд долларов, из них китайские – где-то половина. В любом случае рост китайских инвестиций приветствуется, эти деньги сейчас нужны.
Инициативу создания коридора в рамках «Нового шелкового пути» лидер Китая Си Цзиньпин озвучил в первый год своего правления, десять лет назад. Сейчас в число евразийских точек его свободной части входят Москва, Алматы, Бишкек. Какие проекты наиболее ярко иллюстрируют совместную работу с КНР в рамках этого «Пояса и пути»?
– Здесь стоит отметить саму цель этого пути. Десять лет назад Си Цзиньпин сделал большой упор не только на том, что между странами будут развиваться транспортные пути, он был заинтересован и в культурном обмене, строительстве единой дорожной сети, усилении координации в политике. Были очень амбициозные цели, в том числе чтобы страны снимали барьеры друг с другом в торговле. Но из-за того, что сразу возникла критика со стороны Европейского союза и США, они больше сконцентрировались на транспортных коридорах и логистике.
Единственный проект, который напрямую связывают с целями «Один пояс, один путь», – индустриальный парк «Великий камень» в Беларуси. Это китайско-белорусский проект, где создаются все условия для развития технологических компаний, машиностроительного комплекса, большого ряда отраслей. Планируется, что он будет пунктом на пути товаров из Китая в Европу. Другой проект, который стоит отметить, «Меридиан», разработанный РФ и предполагающий строительство дорожного сообщения, платных дорог для грузовых машин из Китая через РФ в Европу. Но пока этот проект немного поменял свое направление.
Мы сказали о том, что создается или уже работает. В каких сферах перспективы сотрудничества ЕАЭС с Китаем в рамках инициативы «Один пояс, один путь» наиболее яркие?
На мой взгляд, Китай будет делать акцент на энергетический комплекс, но сюда еще будут подключаться совместные предприятия по технологическому развитию и транспортные коридоры, строительство путей сообщения.
Как подчеркнул в своем интервью президент России, инвестиции «выгодны не только странам, которые получают кредиты по этой инициативе, но и КНР». В чем это выражается?
Если говорить про экономическую составляющую, то, когда мы обсуждаем транспортные коридоры, важно отметить, что дорожные трассы в основном будут платными. Естественно, возникает вопрос: кто будет бенефициаром, кто будет получать деньги с этих трасс. Насколько мне известно, России не совсем выгодны условия Китая по этим коридорам, потому что Китай хочет практически полностью получать доход с этих дорог.
Какие еще барьеры для ЕАЭС вероятны в рамках возможных и новых проектов?
– Основной барьер заключается в том, что цели у стран немного разные. С одной стороны, есть Евразийский союз как экономическая интеграция, с другой – Китай, который продвигает проект «Один пояс, один путь». Предполагается, что в рамках этого проекта будет создаваться зона свободной торговли. Евразийский союз не готов сразу открывать свой рынок и убирать пошлины для китайских товаров. Это первое, почему мы не можем на 100% включиться в проект. Второе, Китай не на полную мощь реализует проект, потому что боится вторичных санкций со стороны Запада. Но в целом у Китая очень амбициозные планы, впереди укрепление сотрудничества, в том числе с РФ.
В чем, на ваш взгляд, залог успешной взаимной работы ЕАЭС и Китая в рамках инициативы «Один пояс, один путь», и при каких условиях она будет максимально эффективной?
– Главное условие – чтобы это было выгодно обеим сторонам: не только Китай, но и страны Евразийского союза получали бы от этого прибыль. Этот проект заставляет страны зависеть от китайских денег, инвестиций, строительства. Чтобы это было взаимовыгодно, нужно не только ждать инициативы со стороны Китая и их проекта, но и предлагать собственные проекты, компании, зоны, которые можно развивать. Эти специальные зоны можно создавать совместно с Китаем и получать на взаимовыгодных и паритетных условиях прибыль как со стороны Евразийского союза, так и со стороны Китая. Важно делать упор не на энергетической сфере, а переключаться в сектор высоких технологий, инфраструктурные проекты.
Читайте также:
- Единую электронную очередь могут ввести в Приморье на погранпункте с Китаем
- Российское посольство поздравило Казахстан с годовщиной установления дипотношений
- Основную интригу форума «Один пояс, один путь» назвал эксперт
- Путин прибыл в Китай на саммит «Один пояс, один путь»
- Путин о концепции «Один пояс – один путь»: Никто никому ничего не навязывает
Подробнее в сюжете: Гости эфира