По данным экспертов, в России теплеет в два с лишним раза быстрее, чем в среднем по планете. Какие изменения ждут климат России, как страна будет адаптироваться к новым условиям, телеканал «МИР 24» спросил кандидата физико-математических наук, климатолога Алексея Кокорина.
Чтобы самому убедиться в скоростном потеплении, не нужно далеко заглядывать: последние октябрьские дни говорят об этом довольно противоречиво. Может это быть подтверждением появления в России нового климата?
– Доказательства, конечно, есть, хотя лучше открыть доклады Росгидромета. В частности, год назад был подготовлен очень обширный, третий оценочный доклад. Там масса иллюстраций, все расписано. Да, климат стал другой, не столько теплый, сколько нервный.
То, что в России идет потепление климата, это научный факт. Кто и что в этом виновато?
– Виновато все человечество, которое усилило парниковый эффект примерно на 5%, и в результате климат стал более неустойчивым и теплым. В России он стал в 2-2,5 раза теплее из-за нашего расположения на земном шаре. Парниковый эффект усиливается, пленка стала чуть-чуть толще. Куда девается это тепло? Оно на 90% с лишним уходит в океан. Поэтому над океаном потепление меньше, а над сушей большей. Мы – это суша, поэтому у нас потепление сильнее, это первое. Второй фактор: значительная часть России – это арктическая зона, а там потепление не в два, а в четыре раза больше, чем в среднем, в силу обратных связей, это физика.
Можно предположить, каким будет климат в России и как быстро он сформируется?
Изменения зависят от места нахождения. Юг Дальнего Востока страдает от наводнений. Значит, смотрим наводнения. Юг европейской части России – это, наоборот, засухи. Нижнее Поволжье – тоже засухи. Северо-запад – штормовые ветра. То есть каждая часть России должна наблюдать за своими неблагоприятными эффектами и прогнозировать их частоту. Такие прогнозы уже есть.
В обозримом будущем стоит ли ожидать более частых и более мощных катаклизмов? Какого типа они могут быть?
– «Катаклизм» здесь не самое правильное слово. Например, волны жары были всегда. Еще Пушкин писал: «Снег выпал только в январе». Волны жары – если летом, тепла – если зимой, осенью, весной. Сейчас они стали в пять раз чаще. По своей максимальной температуре они на градус-полтора больше: это почти неуловимо, хотя рекорды регистрируются. При этом они длиннее. Длина важна для человеческого организма: медики говорят, что три дня жары человек терпит, а на пятый-шестой день организм ломается, если не совсем молодой и не совсем здоровый человек. Конечно, волны жары будут учащаться. Где-то к 2050-2060-м годам они будут в три раза чаще, чем сейчас. Если в Москве известна жара 2010 и 2021 годов, то есть раз в десять лет, то будет раз в три года. По этой же аналогии нужно рассматривать и всю Россию.
Россия – огромная страна. Какие регионы от этих климатических изменений выиграют или, наоборот, проиграют?
– Легко отметить тех, кто больше всех проиграет, а кто выиграет – сложно. Институт глобального климата и экологии и ряд других экспертов уже пытались ранжировать. Получается, что наибольшая зона риска, особенно если брать жизнь людей, сельское хозяйство, это юг европейской части России. Там наблюдаются и засухи, и волны жары. На Дальнем Востоке это наводнения. В Арктике – таяние мерзлоты, более неустойчивая погода, метели, ветра и шторма. В крупных мегаполисах жара отличается от того, как она переносится в сельской местности. Это что касается ущерба и зоны риска.
Поэтому я бы сказал, что положительных эффектов очень мало. Да, есть накопления, например, Северный морской путь. Обстановка в западной части Карского моря стала легче. Получается, что негативные вещи влияют на нас сразу, а позитивными надо еще уметь воспользоваться.
В России уже разработан Национальный план адаптации к изменениям климата. Какие меры для этого необходимы?
– Он был разработан разумно и довольно давно, как общая позиция. Дальше каждые три года составляется такой план. Первый был выполнен в 2020-2022 годы. Теперь второй план на 2023-2025 годы. Первый был посвящен секторам экономики, но они состоят в основном из крупных компаний, которые адаптируются. На втором этапе главный акцент сделан на регионы. Конечно, регион региону – рознь. Понятно, что в Вологодской области гораздо меньше того, к чему нужно адаптироваться. Ставропольскому краю, а также ЯНАО, ХМАО адаптироваться нужно намного больше. Все очень неравномерно, но, в принципе, уже более 50 регионов России имеют такие планы. Как минимум в половине из них отражены реальные конкретные дела, которые нужны сегодня.
Эксперты отмечают, что согласованный Парижским соглашением по климату рубеж роста температуры на 1,5 градуса к 2050-му году будет преодолен уже к 2030-му. Получается, точка невозврата для климата всей планеты пройдена?
Все крупные страны, включая Россию, обещали углеродную нейтральность. Но только что президент подписал новую климатическую доктрину, где снова написано, что она будет достигнута к 2060 году. Если не к 2060-му, то к 2070-му мы к этому придем, и весь мир тоже. Тогда температура стабилизируется где-то на плюс 2-2,5 градуса. Это достаточно неплохой вариант.
Что касается точки невозврата, то есть места на земном шаре, где она действительно пройдена. Например, в перспективе окажутся затопленными государство Кирибати и Мальдивские острова. Но для 99% земного шара о такой точке невозврата говорить рано. Нужно приложить все усилия, чтобы стабилизировать ситуацию, прийти к углеродной нейтральности и адаптироваться.
Читайте также:
Подробнее в сюжете: Гости эфира