Владельцы устричных ферм подсчитывают ущерб после сильнейшего шторма в Черном море. В Крыму могло погибнуть до 90% урожая устриц. Ждать ли дефицита морепродуктов, узнал корреспондент телеканала «МИР 24» Андрей Еганов.
Предприниматель Сергей Татко показывает, что осталось от его устричной фермы. В конце ноября небывалый ураган смыл в море сотни тысяч моллюсков. Уничтожены все линии, на которых разводили продукцию. Предварительный ущерб фермер оценивает в 16 миллионов рублей.
«Последний раз чуть меньше волна была в 2008, когда в Ялте порт обвалило. А это был нонсенс, это была 9-10 метров волна. Вообще ничего не могло выжить. Ни при каких обстоятельствах», – заключил предприниматель Сергей Татко.
Чудом уцелел катамаран. Во время шторма он был в открытом море. Плавсредства других фермеров пошли на дно. Пострадали почти все морские плантации на побережье. Разрушены причалы. Владельцы подсчитывают убытки и надеются на помощь государства.
«Есть регламент, по которому пользователи, которые выращивают устриц, мидий, форель, собирают пакеты документов и подают в субъекты. Процесс уже идет. Те, кто уже готов, они уже обратились. Составили акты, подали смету с подтверждающими документами о том, что был нанесен ущерб», – объяснил заместитель руководителя Азово-Черноморского Федерального агентства по рыболовству Иван Сокол.
По предварительным оценкам, в Крыму погибло до 90% урожая устриц. Покрыть разрыв между спросом и предложением могли бы поставки из Приморского края, но и там недавно прошлась стихия. Летние ливни разбавили соленую воду. Пострадали как дикие, так и аквакультурные моллюски. Оптовые цены на деликатес пошли вверх. Сказалась и сезонность.
«Выжила в основном молодь и небольшой процент зрелой устрицы. Плюс зима – это подледный сбор, когда водолазам тяжело добираться до мест вылова. Они добираются, вырезают майны и ныряют под лед. Есть подорожание небольшое в связи с сезонностью, но не критично», – сказал поставщик живых морепродуктов Андрей Личутин.
«Кто-то любит, чтобы она была сладковатая, кто-то рыбный привкус или с водорослями оттенками, все на любителя. Покупают, хорошо берут, и ежей, и устриц, и все морепродукты», – перечислил продавец Станислав Трибухин.
До 2014 года устрицы в основном ввозили из Европы. Сейчас импорт идет из Африки. Если ситуация с отечественной продукцией осложнится, рестораторы могут перейти на африканские морепродукты. Однако они будут дороже.
Читайте также:
Подробнее в сюжете: Экономика