Спектакль к 90-летию Волчек: как «Современник» хранит верность любимому худруку?

14:09 19/12/2023

19 декабря исполнилось 90 лет со дня рождения Галины Волчек, легендарного худрука московского «Современника», которому она служила почти полвека. Ее постановки вошли в золотой фонд российского и мирового искусства. Галина Волчек не только сохранила театр после ухода Олега Ефремова, но и придала ему свой особенный, неповторимый стиль. О творческом наследии великой женщины рассказывает корреспондент «МИР 24» Анна Парпура.

Галины Волчек нет уже четыре года, но аншлаги, овации, цветы и все мысли, конечно, о ней, о маме «Соврменника». На сцене – постановка, посвященная бессменному художественному руководителю. В фойе выставка о ней.

«Она руководила театром как своим собственным домом. Я думаю, это только так и может быть. Ее беспокоило и волновало абсолютно все», – сказал актер театра и кино Леонид Ярмольник.

Как театр Марка Захарова стал кузницей для советского кино?
В стенах этого театра прошла вся ее жизнь. В середине 50-х выпускники школы студии МХАТ Ефремов, Волчек, Кваша, Евстигнеев и Табаков организовали студию молодых актеров, из которой и вырос «Современник». Волчек играет в спектаклях, а позже ей предлагают сниматься в кино. Роли в основном второго плана, но зато незабываемые. Параллельно Волчек пробует себя в качестве режиссера в «Современнике» и собирает аншлаг. Ее дебютный спектакль «Двое на качелях» в репертуаре – больше полувека.

В 80-х ее выбирают художественным руководителем, и Волчек делает «Современник» одним из лучших театров в стране. Предпочтение отдает молодым артистам, которых принимает не просто на работу, а в семью.

«Говорит: «Что ты так расстроен? Не спал? Не выспался?» Я говорю: «Ну как тут выспишься, я на полу сплю». Она так удивилась. У меня не было дивана. На следующей репетиции в том же зале она просунула мне деньги: «Купи диван», –рассказал актер театра и кино Владислав Ветров.

И такая личная история есть у каждого члена семьи «Современника». Виктории Романенко режиссер отдала главную роль в своем любимом спектакле «Три сестры».
И актриса в ответ доверяла Волчек самое дорогое – новорожденного сына.

«Я пришла, взяла младенца с собой, мне его некуда было деть. Прихожу к ней, говорю: «Галина Борисовна, вы вышли в театр через сколько дней? Через 17, да? А я вот через 14. Вот вам ребенок, я пошла на сцену». У меня есть эти фотографии, где она его маленького совсем держит», – поделилась актриса Виктория Романенко.

Волчек не боялась экспериментов. Это первый советский режиссер, прорвавший культурную блокаду между СССР и Америкой. В Хьюстоне она ставила «Эшелон», а в Сиэтле «Крутой маршрут» и «Три сестры».

«Такой симбиоз человеческого и профессионального. Она всегда знала, в какой момент нужно подойти, обнять, заглянуть в глаза и сказать: «Мы справимся». И вдруг ты аккумулировал в себе силы человеческие, и ты мог идти дальше», – сказал актер театра и кино Сергей Юшкевич.

Дальше «Современник» идет, храня верность незаменимой Волчек. В театре так и нет художественного руководителя. Нетронутой осталась ложа, которая служила ей кабинетом и залом для приема гостей. В костюмерной висят ее личные вещи и платья, в которых она выходила на сцену.

Портрет Галины Волчек находится у выхода со сцены театра. И каждый раз после спектакля артисты оставляют здесь цветы в знак любви и благодарности маме «Современника». Основой для нового спектакля к 90-летию Волчек стала история ее жизни. Так что аплодисменты для Галины Борисовны не перестанут звучать.