Привычку рано ложиться и рано вставать связали с генетическим наследием неандертальцев. Ученые Калифорнийского университета в Сан-Франциско (США) сравнили гены современных людей с ДНК неандертальцев и денисовцев.
Для исследования использовали британскую базу данных, которая охватывает около 500 тысяч человек. Результаты показали, что у людей, склонных к раннему подъему, и у неандертальцев присутствуют одинаковые вариации генов.
«Мы обнаружили много неандертальских вариантов, которые неизменно ассоциируются со склонностью быть жаворонком», – рассказал эволюционный генетик Тони Капра.
Ученые предположили, что неандертальские гены закрепились в популяции современных людей, поскольку помогли нашим предкам выжить на больших высотах в Северной Европе. Они способствовали тому, что биологические часы лучше адаптировались к сезонным колебаниям уровня освещенности.
В тропической Африке, где обитали ранние гоминиды, продолжительность светового дня составляла около 12 часов. При этом охотники и собиратели тратили на поиски пищи всего около 30% времени бодрствования.
Но чем дальше люди мигрировали на север, тем короче становились дни зимой. Поэтому неандертальцам и людям приходилось начинать поиски пропитания, как только появлялся первый утренний свет, сообщает The Guardian.
Другое исследование показало, что неандертальцы могли передать людям некоторые заболевания. Среди них – так называемая болезнь викингов.