27 января вспоминают жертв Холокоста – так называют массовое истребление евреев фашистами. Именно в этот день в 1945 году советские войска освободили узников крупнейшего концлагеря Освенцим, передает корреспондент «МИР 24» Игорь Мосунов.
Борис Аренберг вспоминает гетто. В Харьковское поселение его отправили с братом-близнецом, разлучив четырехлетних мальчиков с матерью и бабушкой.
«Это же чье-то дитя! Для чего-то родился. Почему кто-то должен у него жизнь забирать? Что, у нас нет места на Земле для всех?» – поделился пленник Харьковского гетто Борис Аренберг.
Гитлер хотел уничтожить еврейский народ. Для этого было создано около 40 тысяч концлагерей. Аушвиц в Польше – один из крупнейших. Там проводились чудовищные опыты над людьми, сутки напролет работали газовые камеры.
Освободили узников этого лагеря советские войска. В их рядах был Иван Мартынушкин. На днях ему исполнилось 100 лет, но те события ветеран помнит до мелочей.
«Мы заглянули в один барак, там очень тяжелая атмосфера. Люди лежат на нарах. Видимо, были в таком состоянии, что уже не могли подняться к нам на встречу», – рассказал ветеран Великой Отечественной войны Иван Мартынушкин.
Истории человеческих судеб и на стендах специальной выставки. Фотохроника и документы постоянно дополняются и спустя почти 80 лет.
«Предыдущую версию нашей выставки мы показывали в Мытищах, и уже в рамках этой встречи одна женщина начала говорить, что есть интересные материалы у нее дома. Мой коллега сказал: «Идем прямо к вам, что откладывать». Действительно, нашлась там переписка Сони Маловицкой, которая погибла в Бабьем Яре, ее последние письма своей подруге», – рассказал Леонид Терушкин.
Холокост в переводе с греческого означает «всесожжение». С начала 30-х годов прошлого века до конца Второй мировой было убито около шести миллионов евреев.
«Психологически это еще до сих пор не пережито до конца. Не только потому, что живы те, кто еще помнит, это осталось как травма очень серьезная даже во втором, третьем поколении», – рассказал отметил историк, директор департамента экскурсионных программ Еврейского музея и центра толерантности Олег Меламед.
Борис Аренберг выжил чудом. Матери удалось вывести его с братом из гетто. На встречах с молодежью он делится воспоминаниями из детства, чтобы ничего подобного больше никогда не повторилось.
Читайте также:
Подробнее в сюжете: История