Байкало-Амурской магистрали в этом году исполняется 50 лет. О жителях Таджикистана, которые поехали на большую стройку в тайгу, – в сюжете корреспондента «МИР 24» Екатерины Веселовой.
Кирпичная кладка и широкие стволы деревьев теперь Джахонгару Валиеву о студенческой практике в Хабаровском крае напоминают только фотографии. В 1979 году, обучаясь на архитектурном факультете Политехнического института, он прошел отбор, чтобы поехать на стройку века в поселок Солони.
«Нам задали задание, конкурс был, кто лучше стенгазету выпустит. Ну мы архитекторы такую стенгазету сделали интересную: там шпалы, дальше поезд едет и на шпалах БАМ, БАМ, БАМ, БАМ. И заняли первое место», –отметил архитектор Джахонгар Валиев.
Участвовал и в вузовском конкурсе на лучшую кирпичную кладку со штукатуркой. И там ему удалось победить. Уже на стройке возводил пожарное депо, больницу и баню.
«Хорошие зарплаты получали студенты. Не только навык и практика, но еще и материально. Мы об этом и не думали, мы на стройку стремились», – рассказал Джахонгар Валиев.
А вот Бахтиер Муртазо трижды побывал на возведении Байкало-Амурской магистрали. Когда началось строительство, он стал первым журналистом Таджикистана, который поехал на БАМ.
«Я познакомился с этими ребятами. Увидел, чем занимаются. Это была для таджикских ребят новая профессия. Новая профессия лесоруб, у нас здесь не было. Высокие деревья мне было жалко рубить. Как журналист я изучал их работу», – вспоминает журналист и писатель Бахтиер Муртазо.
Любовь к дорогам не оставила Бахтиера. Вернувшись, он посвятил две книги тому периоду жизни – «Ода братства» и «Чинар в Солони». Это путевые очерки о реальных людях и событиях.
«С товарищем поговорил, который работал там. Перед тем как он ехал сюда по работе, я попросил, чтобы на обратном пути он взял саженец дерева чинар. Чинар у нас – это вечное дерево. Чтобы он посадил таджикский чинар на берегу реки Солони. Чтобы этот чинар всегда был на сибирской земле», –отметил Бахтиер Муртазо.
Не только вековой чинар, но и строительство целого поселка Солони- такой вклад внес Таджикистан в развитие инфраструктуры. С тех пор таджикские национальные мотивы встречаются и в Хабаровском крае.
Читайте также:
Подробнее в сюжете: 50 лет БАМу