Общую Победу ковали миллионы людей. Некоторые из них малоизвестны. Немногие знают, что обеспечить фронт танками смогли благодаря открытию казахстанского геолога Каныша Сатпаева, сообщает корреспондент «МИР 24» Виталий Попов.
Пустынное место в поселке Жезды помогло изменить ход Второй мировой войны. Здесь нашли месторождение марганца, которое в критический момент обеспечило фронт сталью.
Август 1941-ого. Немцы захватывают украинский Никополь и отрезают связь с Чиатуре в Грузии – двумя главными месторождениями марганца в Советском Союзе.
Без крепкой брони нет танков. Немцы практически празднуют победу.
«Для изготовления брони требуются и марганец, и хром, и никель. Кстати, в самой Германии был только никель, и то 12% от потребности. Поэтому, конечно, они радовались, получив наш марганец, думали, что нам не удастся быстро восполнить потери в этом сырье», – рассказал заведующий научно-методическим отделом Музея Победы Валерий Куличков.
Сталин требует в кратчайшие сроки найти месторождения марганца. Ищут по всему Советскому Союзу. Один из лучших геологов страны Каныш Сатпаев вспоминает, что встречал выходы марганцевых руд в местечке Жезды в Казахстане.
«Он сразу взял на себя инициативу провести разведку в 1941 году этого месторождения. Кстати, очень интересная разведка. Представляете, в этом районе ничего не было. Стояла только одна юрта. Надо было на санях приехать, разгрести снег, выйти к земле, взять эти образцы и понять, что они – то, что надо», – отметил Валерий Куличков.
На место выезжает комиссия из Москвы. Ее вердикт: марганец в Жезды имеется, но его запасы нужно доразведать. Сатпаев понимает – времени нет. Фронт остро нуждается в танках. Опытный геолог убеждает руководство СССР одновременно вести разведку месторождения и добычу.
«Страна действительно нуждалась. За 40 дней здесь был построен рудник, потому что марганец находился на поверхности», – отметила старший научный сотрудник Жезказганского историко-археологического музея Светлана Сефербегова.
Руда оказывается чрезвычайно богатой, содержание марганца – до 20%. Встает вопрос – как его доставить на заводы Урала? До железной дороги 40 километров. На телегах не увезешь.
«Это тоже было сложно организовать. Прислали 300 машин. На 300 машин 300 шоферов не было. Обучили всех местных, кто мог. Бабушек, дедушек, пацанов, девчонок – всех, кто мог ездить, – вспоминает внук Каныша Сатпаева геолог Александр Третьяков.
Вместо предрекаемого фашистами танкового голода производство броневой стали увеличилось в три раза.
«Казахстан является основной базой цветных металлов Советского Союза. Каждая сверхплановая тонна меди, свинца, каждый сверхплановый килограмм олова и сурьмы, вольфрама и молибдена означает сейчас больше танков и самолетов, больше военных кораблей, больше пушек и снарядов, обеспечивающих нашу Победу над подлым врагом, германским фашизмом», – говорил первый президент Академии наук Казахстана, ученый-геолог Каныш Сатпаев.
В годы войны Жездинский рудник давал больше 70% всего марганца Советского Союза. И фронт ежегодно получал до 25 тысяч танков.
Подробнее в сюжете: День Победы