Сокровища степей: ковры, седла и сундуки кочевников показали на выставке в Алматы
07:25 25/07/2024Шедевры народных мастеров и художников из разных поколений показали в государственном музее искусств в Алматы. Там проходит выставка казахского декоративно-прикладного творчества. Представлены колоритные ковры, гобелены, седла и сундуки. С богатым культурным наследием познакомилась Александра Салмина.
Представленные в экспозиции ковры еще в прошлом веке украшали юрты кочевников. Войлок, теплый и практичный – самый популярный материал у казахских мастериц, и главный в основе сырмака. Полотно сшито из разных лоскутков в виде мозаики. Народная рукодельница умело совместила в аппликации цветную ткань и натуральный жгут.
«Выполнение такой работы занимает где-то около полугода. Здесь используются смешанные орнаменты. Видим зооморфные мотивы и в то же время растительные, это уникальная пластика и композиционный ритм. Это ведь безотходное производство: то, что вырезалось из одного места, просто перекладывается на другую часть полотна», – рассказала руководитель отдела декоративно-прикладного искусства Казахстана государственного музея искусств им. А. Кастеева Наталья Баженова.
Каждый узор – скрытый символ и пожелание. Сырмак заряжен на изобилие, силу и благополучие. Они нередко были частью приданого невесты – согревали и оберегали семью. Как и текеметы – тоже традиционные ковры из войлока, только их рисунок не такой четкий, его не нашивают, а приваливают в полотно.
Юлия и Зульфат женятся. Решили, что в их свадебном альбоме должна быть фотография из музейного зала – на счастье.
«Мы обожаем все, что отражает национальную культуру: всякие узоры, кухню, картины, скульптуру – это все прекрасно», – поделилась Юлия.
Конное снаряжение – особая часть кочевой культуры. Предки казахов приручили дикую лошадь и освоили верховую езду в глубокой древности. Виртуозно держались в седле с детства, причем как мальчики, так и девочки.
«У женских седел лука дугообразная. И конечно, мастера-ювелиры, которые украшали эти седла, старались очень изящно и индивидуально подойти к оформлению. Часто бывают вставки сердолика или каких-то полудрагоценных камней. Сама основа седла делается из дерева», – отметила Наталья Баженова.
Сундуки, панно, яркие тускиизы и бау – работы из дерева, кожи, металла и шерсти. На выставке – больше 60 изделий традиционного народного искусства. Все они отражают мировоззрение кочевников, которые жили в гармонии с природой. Материалы натуральные, требуют особого отношения.
«Нужен определенный температурный режим. В теплое время года они нуждаются в том, чтобы их проветривали, на солнце просушивали. Также обязательна обработка от вредителей. Потому что все-таки шерсть, войлок – это натуральные материалы, они нуждаются в защите», – пояснила младший научный сотрудник отдела декоративно-прикладного искусства Казахстана государственного музея искусств им. А. Кастеева Акжаркын Кумарбаева.
Живопись – в ткачестве. Художники смело играют фактурой, цветом и формой. По-своему, но в лучших традициях казахского искусства, говорят о мире и материнстве, экологии и красоте родного края.
В одной из работ соединились энергии двух эпох. Эскиз автор Кулипа Жуваниязова нарисовала в 1980 годах. Тридцать лет идея и материалы, приобретенные специально для этого гобелена, ждали своего часа. Задумку художница воплотила уже в современном Казахстане.
Многие редкие экспонаты из коллекции музея выставили впервые. Познакомиться с мастерством казахских ремесленников и художников в музее искусств можно до конца августа.
Читайте также:
Подробнее в сюжете: Музеи и выставки