Легкость кисти и серьезность мысли. 150 лет со дня рождения Николая Рериха. Почему его называют самым таинственным художником?
Николая Рериха любили во всем мире за легкость кисти и серьезность мысли. Прошло 150 лет со дня рождения знаменитого художника, философа, археолога и путешественника. Его картины – а их более семи тысяч – разбросаны по всей планете. Он верил в порталы времени, соединяющие разные эпохи. Если посмотреть на его работы, то кажется, что те самые порталы он все-таки нашел. О творческом пути мастера рассказала корреспондент «МИР 24» Анастасия Лиходедова.
Он искал ее всю жизнь – мифическую страну, спрятанную от человеческих глаз. Его путь к Шамбале был полон загадок, самой большой из которых оказался он сам. В русской истории нет более таинственного художника, чем Николай Рерих.
Рерих сначала увлекался археологией, изучал культуру Древней Руси. В 1903 году написал: пора русскому образованному человеку узнать и полюбить Русь.
На одной из картин художника славянский город застыл в ожидании заморских гостей – это варяги плывут на своих ладьях. На другой изображен поход Владимира на Корсунь – событие, которое способствовало тому, что Древняя Русь пошла по новому пути – христианскому. Рерих много писал и православных святых. Целителя Пантелеймона художник увидел не молодым юношей, каким его обычно изображали на иконах, а старцем, собирающим лечебные цветы и травы. Другая работа – эскиз его картины «Сергий Радонежский». Для Николая Рериха он был главным святым.
Он попал в эмиграцию – отчасти вынуждено. В 1917 в связи с обострившейся болезнью легких по настоянию врачей выехал в Финляндию и оказался отрезанным от родины – страна закрыла въезд.
Советская власть отказывала во въезде. В это время полотна Рериха покоряли Европу, а в нью-йоркском небоскребе даже открыли его музей. В московском Музее Востока сегодня работает мемориальный кабинет художника. Здесь отобразили атмосферу его дома в индийской долине Кулу. Николай Константинович с детства грезил Индией как сокровищницей тайных знаний и провел там 20 лет – писал заснеженные Гималаи, за что его прозвали мастером гор.
Эта выставка – результат Центрально-Азиатской экспедиции Рериха. Ее маршрут проходил через Тибет, Китай, Монголию. Оттуда – серия работ «Майтрейя». Под ней художник подразумевал приход в Азию вождя, который объединит народы в мирном сотрудничестве.
В серию «Майтрейя» вошло шесть картин, которые Рерих передал в дар советскому правительству в 1926 году, в частности, полотно под названием «Шепот пустыни».
Николай Рерих умер в Индии, так и не отыскав волшебную страну.