Мастер с десятком лиц. Более 300 работ Карла Брюллова покажут на выставке в Санкт-Петербурге
09:17 17/10/2024Выставка работ Карла Брюллова из частных собраний, Третьяковской галереи и Эрмитажа открывается в Санкт-Петербурге 18 октября. Специалисты в области культуры уже назвали это событием года, рассказала корреспондент «МИР 24» Анастасия Глебова.
Это первый случай в истории России, когда под одной крышей удалось собрать сразу такое количество шедевров великого Карла – более 300 произведений искусства, среди которых даже три варианта автопортрета живописца. Портретист, миниатюрист, акварелист Карл Брюллов был мастером с десятком лиц.
«Брюллов – это отдельная планета не только в нашей живописи, в нашем искусстве. Он абсолютный ровесник Александра Сергеевича Пушкина, они родились в один год. И надо же такому случиться, что именно Брюллов стал, по сути, Пушкиным русской живописи», – рассказал генеральный директор Русского музея Алла Манилова.
Нынешняя выставка – словно полное собрание сочинений. Вот полка с рисунками художника. К ним он относился как к самоценным произведениям искусства. А это раздел бестселлеров, где прекрасно все, как «Последний день Помпеи», который недавно перенес масштабную реставрацию.
«Появился воздух, появилась глубина и пространство. Стал ярче вулкан, стало очевиднее вот это изображение пепельного облака, с которого сыплются камни и пепел. Появилась граница вот этого жара, идущего из-под этого пепельного облака, наступающего на людей, которые от него бегут», – рассказала ведущий художник-реставратор станковой масляной живописи Ольга Кленова.
Великие писатели нередко жгли свои рукописи. Брюллов зачастую оставлял свои работы без подписи. Так, с полотном «Христос во гробе» случилась почти детективная история. Картина побывала в Финляндии, Баварии, Бельгии и только несколько лет назад вернулась в Россию.
«Коллекционер высказывал желание продать его Русскому музею. Мы даже приняли решение о его приобретении. Но тут правоохранительные органы решили, что вещь ввезена с нарушением законодательства и что она принадлежит реквизиции», – рассказал куратор выставки Григорий Голдовский.
«Автор, когда работает над таким произведением, он работает на лесах, работа, как правило, никогда не стоит вертикально. Если это купол, то он имеет какую-то сводчатую поверхность, поэтому хотелось сделать возвышение, чтобы у зрителя поменялась точка», – рассказал архитектор выставки Андрей Воронов.
Карл Брюллов часто говорил: «Картина должна быть на две трети готова, когда художник подходит к холсту». Но стал знаменит в том числе большим количеством незавершенных полотен. Их тоже покажут в Русском музее.
Читайте также:
Подробнее в сюжете: Музеи и выставки