«Купили ему на рынке невесту»: орнитолог сделал свой дом реабилитационным центром для пернатых
Дом орнитолога-любителя Дениса Афанасьева в шутку называют реабилитационным центром. У него живут больше 300 пернатых. Подробнее – корреспондент «МИР 24» Александра Салмина.
Каждое утро Денис начинает с обхода. Птиц нужно накормить, напоить и о самочувствии справиться.
Вот перепелочка раз, и вот тут два - в коробочке сидит. Их первое время надо в затемненном месте держать, чтобы как-то от шока отошли, и вот сейчас она ожила, и будет жить. Теперь здоровая птичка.
Осенью телефон разрывается, говорит Денис. В беду часто попадают перелетные птицы, как коростель или эти перепелки - в пути они врезаются в дома и провода. Пернатых с сотрясением находят и приносят сюда. А недавно пришлось поднимать на ноги птицу года. На перекрестке упало дерево, из гнезда выпали совята сплюшки.
Мне позвонили, я взял этих сплюшат. Они были пуховички. И у двоих были сломаны ножки. И я, естественно, их вылечил, выходил. Они у меня долго жили, а потом попали в хорошие руки к любителям.
На волю им больше нельзя. Они ничего не боятся и слишком уязвимы, рассказывает Денис. Так у него осталась жить и эта горихвостка. Сегодня в большой птичьей семье, кроме прирученных дикарей, живут голуби и попугаи. У них сегодня пополнение.
Попугайчик, вот он сидит, Светиком звать, дочка так назвала, попал ко мне в руки случайно. Я на работе был, услышал какой-то необычный звук птицы. Стал кричать: «Кеша! Кеша!», и он прямо с деревьев вылетел, и ко мне на машину сел. Голодный, худой-худой он был. И вот принес домой, отдал дочке, и стали мы ему искать невесту. Купили на рынке вот эту желтенькую самочку. А это все их дети.
Без птиц и животных он не представляет жизни. В детстве засыпал под щебет и пение. Говорит, папа был первым директором Казахского зоокомбината. Дома жили разные хвостатые и пернатые. И всегда были голуби. Сегодня Денис может удивить редкими породами. Здесь нарядные арабские шахшарли, а вот саксонский священник.
Кудрявых голубей когда выставлял, все время возле клетки скопление народа, всем интересно, какие необычные голуби. «Вы их, наверное, накручиваете чем-то, наверное, плойкой?»
Он считает, голубеводы - те же художники. Только работают не с красками, а с генами. За годы у него собралась большая воркующая компания - около полутысячи особей. Правда, недавно болезнь сильно ее подкосила. Внимательно следит и за популяцией диких пернатых в Алматы и за городом. Как член Ассоциации сохранения биоразнообразия страны участвует в исследованиях мирового масштаба.
Дома строятся, естественно, сейчас все паникуют, что воробьи исчезают из города. Ну, они в пригороде. Им тут, конечно, гнездоваться негде, кушать нечего. Радует, что фазана очень много стало, какое-то время его вообще не было. Потом есть такая птичка - расписная синичка. Ее даже заносили в Красную книгу, и сейчас численность восстановилась. Я у себя здесь часто вижу их», - отметил специалист.
Во время наблюдений не раз происходили неожиданные встречи. Говорит, видел амурскую свиристель - жительницу Дальнего Востока. А однажды в Алматинскую область ненадолго прилетели фламинго - крайне редкие гости для этих мест.
В Алматы обитает больше 200 видов птиц. Сейчас эти данные обновляются. Местных пернатых подсчитывают и исследуют по единой методике ученые и любители. Поддержание жизни пернатых важно и для экосистемы, и для людей, отмечают специалисты.