Главный документ осажденного Ленинграда. 95 лет назад родилась Таня Савичева, написавшая дневник блокады
95 лет назад родилась Таня Савичева, советская школьница, которая стала одним из символов блокадного Ленинграда. О трагической судьбе девочки и всей ее семьи мир узнал благодаря дневнику, который вела Таня. Подробнее расскажет корреспондент «МИР 24» Анастасия Стурова.
Дневник Тани - это телефонная книжка. Девочка посвящала близким страницы. По буквам: «м» - для мамы, буква «с»: «Савичевы умерли». И «о» - для последней записи. «Осталась одна Таня».
Наталья Соболева еще в блокаду видела этот дневник. С Таней дружила. Жили по соседств, копали траншеи и берегли хлебные карточки.
«Мы получали на троих по 125 граммов и довесочек. Мама делила все на четыре части, часто даже на три, себе не давала. А довесочек делила между нами».
Они вместе учились в школе, где сегодня музей имени Тани. Она говорила подруге, что пишет в дневнике кратко: сил нет, а еще страшно сделать ошибку. К началу войны девочки окончили только четыре класса.
Таню, единственную выжившую в квартире, обнаружила санитарная команда: они обходили ленинградские дома. Девочку вывезли по Дороге жизни в Горьковскую область, поселок Шатки. Там умирающую от туберкулеза Таню выхаживала санитарка Анна Журкина. На общем фото она в белом платке.
«У Анны Михайловны своей семьи не было. Поэтому к Тане она испытывала материнские чувства всю свою жизнь. Когда Таня умерла, она Таню похоронила, и эта могилка благодаря этой женщине сохранилась. Для нас, для потомков. Огромное ей спасибо».
Таня не знала, что выжил ее брат Миша, он ушел в партизаны. Его потомки сегодня хранят семейные фотографии.
В живых осталась и сестра Тани Нина. Она вернулась после войны в пустую квартиру и нашла свою телефонную книжку - один из главных документов блокады и войны.
«Впоследствии они передали этот дневник Льву Ракову, первому директору Музея обороны Ленинграда. Он сразу понял всю культурно-историческую ценность данного дневника».
Сегодня записи Тани хранятся в Музее истории Санкт-Петербурга. Копии разошлись по стране и миру. Есть они и в граните - на третьем километре Дороги жизни.