«Когда произошло освобождение, все целовались и стреляли так, что стекла лопались»: участники блокады Ленинграда поделились воспоминаниями
Сотрудники Следственного комитета России поздравили ветеранов и жителей блокадного Ленинграда. 27 января исполняется 81 год со дня полного освобождения города из немецкой осады. Воспоминания тех, кто пережил то страшное время, выслушал корреспондент «МИР 24» Андрей Еганов.
В сентябре 1941-го, когда гитлеровцы сомкнули тиски блокады, Револену Александрову было 12. Уже тогда мальчик поступил на флот юнгой, помогал морякам тралить и обезвреживать вражеские мины на Балтике в районе Кронштадта.
«Когда произошло полное освобождение Ленинграда от блокады, там целовались, там уже так стреляли: и зенитками, и личным оружием, что у нас даже стекла, на которых наклейки были, так и те полопались даже. От бомбежек не лопались, а здесь все полопалось. От радости разряжали все!»
Сложнее всего жители осажденного города переносили голод. От истощения ежедневно умирали до четырех тысяч человек. Это чувство навсегда осталось с Рэмом Ляндзбергом. Он до сих пор помнит вкус блокадного хлеба из отрубей и жмыха, а перед глазами горящие склады с продуктами.
«Три ночи, все небо было красным! Это, конечно, была трагедия для города, потому что, собственно, с этого началась вся эта проблема, связанная с продовольствием. Сахар плавился и тек по земле. Земля его впитывала, а потом эту землю доставали, и она называлась «сладкая земля». Ее даже на рынке продавали потом».
Немцы рассчитывали, что осажденный Ленинград превратится в кладбище за месяц. Но город жил. Люди ели обойный клей. До состояния студня варили сапожную кожу и ремни. Кипятили опилки.
Битва за освобождение города вошла в историю как одна из самых кровавых. Было предпринято пять попыток прорыва блокады. И лишь последняя увенчалась успехом. Полностью блокаду удалось снять в январе 1944-го.
Операция «Январский гром» началась 14 января. Уже к 26-му освободили Тосно. Затем части Красной армии оттеснили немцев к Сиверскому, это в 80 км от Ленинграда.
Три года назад Санкт-Петербургский городской суд признал ленинградскую блокаду геноцидом, а его жертвами свыше миллиона человек.