«Я осталась одна в этом аду, я кричала, чтобы меня расстреляли». 80 лет назад Красная Армия освободила узников самой крупной «фабрики смерти» – Освенцима
27 января – День памяти жертв Холокоста. 80 лет назад Красная Армия освободила узников самого крупного концлагеря, созданного нацистами в годы Второй мировой войны – Освенцима. Точное число погибших там до сих пор не установлено, а общее число жертв фашистских «фабрик смерти» переваливает за 11 миллионов человек, рассказывает корреспондент «МИР 24» Дмитрий Забрудский.
О том, что она еврейка, Ида Спектор узнала только в лагере смерти. Ей было 9 лет. Сейчас 93. От голода в концлагере умерли ее дедушка, бабушка и мама.
«Я осталась одна в этом аду. Боже мой, что со мной было! Я бегала, я плакала, я кричала, чтобы меня расстреляли. Мне тяжело это вспоминать, но это было ужасно. Где упаду, там усну. Никому не нужный ребенок, брошенный».
Лагерь смерти, в котором выжила Ида Иосифовна, назывался Печорским. В нем погибли почти 50 тысяч мирных граждан. Девочку перед самым расстрелом, спасли советские солдаты.
«Из шести миллионов жертв Холокоста (это примерная цифра, историки не могут более точно сказать) примерно от трети до половины это были граждане Советского Союза.
Всего на территориях, подконтрольных гитлеровцам, в лагерях и тюрьмах содержалось 18 миллионов человек. Каждый пятый узник был ребенком. Дмитрий Дегтярь родился в еврейском гетто. И чтобы голодный младенец не нервировал надсмотрщиков, малыша предлагали убить.
«Когда немцы проходили, не дай Бог услышат, значит, сразу же расстреляют всех. Папе сказали: «Возьми его за ноги и головой об стенку. И все – вопрос будет решен». Говорят, мама не дала. Но, по-видимому, такие вещи делали».
Так кардинально Гитлер решал не только еврейский вопрос. В 40 тысячах лагерях, содержались узники со всей Европы: цыгане, русские, украинцы, женщины, мужчины, старики и дети – те, кто, по убеждению нацистов, не имел права на жизнь. Самый большой концлагерь – Аушвиц – находился под польским городом Освенцим. Убийства в нем были поставлены на поток.
«До 4,5 миллиона в Освенциме погибших. Это было рассчитано просто: сколько можно было сжечь в крематории, если бы он работал без перерыва. Вот и все. Больше 4,5 миллиона там просто сжечь было нельзя».
Освободили узников этой фабрики смерти бойца 1-го Украинского фронта. В их рядах был Иван Мартынушкин. Недавно ветеран отпраздновал 101-й день рождения, но те события помнит до мелочей.
«Мы заглянули в один барак, там очень тяжелая атмосфера. Люди лежат на нарах. Видимо, были в таком состоянии, что уже не могли подняться нам навстречу».
В последний раз Иван Мартынушкин в Аушвице был 20 лет назад. Тогда в Польшу он прилетел вместе Владимиром Путиным на мероприятие, приуроченное к 60-летию освобождения Освенцима.
«Первыми, кто воочию увидел последствия хладнокровных зверств фашистов в Польше, были советские солдаты-освободители. Это они навсегда погасили печи Освенцима и Биркенау, Майданека и Треблинки, спасли от полного уничтожения Краков. 600 тысяч советских воинов отдали здесь свои жизни и такой ценой спасли от тотального уничтожения не только еврейский, но и многие другие народы».
Освенцим существует до сих пор. Теперь как музей человеческой жестокости.