Антивандальная кампания в Санкт Петербурге: как в городе защищают исторические памятники от напора туристов?
Музей истории Санкт-Петербурга запустил антивандальную кампанию. Ее цель – сохранить памятники и скульптуры, которые популярны у горожан и туристов. Их натирают на удачу или гладят. Это приводит к тому, что памятники с вековой историей разрушаются. Когда невинные ритуалы становятся вандализмом, узнала корреспондент «МИР 24» Наталия Дмитриева
Загадать желание, на счастье, просто погладить или обнять статую. На вопрос «зачем» туристы, а порой и сами петербуржцы не находят ответа.
«Страдающий памятник у основания бюста Николая Пржевальского. Слишком доступный для прикосновений верблюд. Он хотя и литой, но не рассчитан на пассажиров. Люди все равно садятся, и у горба уже появилось замятие. А морда затерта настолько, что авторский слой бронзы утрачен навсегда», – отметила журналист.
На всех выступающих частях скульптуры – следы неосознанного вандализма. Пятнистый верблюд фактически остался без защитной пленки – слоя патины. И если этот памятник относительно прочный, то, например, львов у Дворцового моста уже несколько раз практически на скорой увозили в реставрационную мастерскую. Рядом с ними теперь плакат. Это еще одна попытка призвать людей задуматься.
«Размещение плаката в городской среде как раз вблизи монумента, когда подходящий должен обратить внимание на это яркое информационное послание. Те плакаты, которые участвовали в конкурсе, будут размещены в школах, будут размещены в высших учебных заведениях», – рассказал председатель Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Алексей Михайлов.
За неполные 200 лет хищники пережили революцию и Великую Отечественную войну, но еле держатся под напором туристов. Реставраторы убирают следы от разбитых о памятник бутылок, надписи и вмятины.
«Зачастую на львов залезает не один всадник, а целыя семья. Например, во время массовых мероприятий. Туристы считают, что это прекрасная обзорная точка, что ей можно пользоваться, чтобы улучшать обзор на салюты и так далее»
Львы лишь на вид мощные. Внутри обе скульптуры полые. Мастер создавал их в технике выколотой меди, когда тонкие листы соединяются встык. В самых «надежных» местах толщина швов всего три миллиметра, а в районе грив она уходит практически в ноль. В очередной раз памятники вернули городу. Но исследования показали, что металл ослаб от многочисленных повреждений и реставраций, и кто-то из вандалов может добить хищников.
«Если львы погибнут, мы будем воссоздавать в этой же технике – выколотой меди. То есть новые будут точно такими же хрупкими. Они уже не будут подлинными, но они будут такими же хрупкими, их также нужно будет сохранять. Если мы примем решение о воссоздании в каком-то другом, например, современном композитном материале, это уже будет новодел».
Под присмотром Музея городской скульптуры в Петербурге больше 200 изваяний. Порой, чтобы устранить серьезные повреждения, мастерам приходится вручную снимать слои ржавчины и по сантиметру воссоздавать утрату.