Расписавшийся на Рейхстаге ветеран Спартак Сычев умер в свой 102-й день рождения. Каким был его фронтовой путь?
Не стало ветерана Ржевской битвы Спартака Сычева. Он ушел из жизни в день своего рождения в возрасте 102 лет. Он прошел всю войну. Участвовал в боях на Курской дуге, освобождал Киев и Прагу, форсировал Днепр и брал штурмом Рейхстаг, передает корреспондент «МИР 24» Елена Ширяева.
На картине Спартаку Сычеву 22 года. Позади поверженный Рейхстаг. Тогда, в 1945 году, он расписался углем на одной из стен. День Победы встретил в Праге. Тогда все вокруг стреляли, но уже не по врагу, а в воздух.
«Все закричали «Победа!». Все были довольные, нам цветы приносили, поздравляли. Это было неописуемо!»
Спартак Сычев родился в Москве. Родители назвали сына в честь любимого древнегреческого героя. С именем не ошиблись. Он всегда хотел быть военным. И после школы поступил в Ленинградское артиллерийское училище. Это было 22 июня 1941 года.
«Я отпросился у командования город посмотреть, я сам москвич, в Ленинграде не был. Меня отпустили. В это время я услышал выступление Левитана, он объявил, что началась война», – рассказывал Спартак Сычев.
Свой военный путь начал в 1942 году на Калининском фронте. На Ржевско-Вяземском направлении. Освобождал Ржев, бои за город, вспоминает, были тяжелыми.
«Мы пошли в атаку, в ближний бой. Впервые я испытал такое. Ты бежишь, а пули рядом свистят. Первая мысль была уйти отсюда», – вспоминал Спартак Сычев.
Но Спартак Андреевич никогда не отступал. Во время сражения на Курской дуге был ранен и месяц пролежал в госпитале. А в боях за Киев их подразделение попало в окружение. Трое суток пробирались к своим, но избежали плена. Правда, в корпусе его уже сочли погибшим и отправили домой похоронку. Пришлось срочно посылать другое письмо.
Спартак Сычев боролся с беззаконием всю свою жизнь. Сначала в боях с фашистскими захватчиками, потом на службе в органах военной прокуратуры.
В 2020 году Спартак Андреевич стал почетным гостем на открытия Ржевского мемориала. И постоянно бывал на главном параде Победы на Красной площади. Сидел с первыми лицами. Вся его грудь была увешена орденами и медалями, и даже по ним можно было изучить его биографию.