«Молодежь не привыкла работать, бежит в города». Калининградские рыбаки рассказали о проблемах рыболовецких колхозов
Потребление рыбы в России за последние два года выросло на 18%. Свой вклад в насыщение рынка вносит и Калининградская область. Там работают рыболовецкие колхозы. Корреспондент «МИР 24» Артем Васнев отправился в поселок Причалы, чтобы порыбачить и послушать, что волнует рыбаков.
Раннее утро, еще нет и семи. Рыбаки-колхозники готовятся к трудовой смене. С 1957 года мало что поменялось. Бот потянет лодку в Куршский залив, а там все зависит от удачи. Поймал — значит заработал.
«Отправляемся на рыбалку. Погода хорошая, значит, укачивать не будет. Все пройдет хорошо. По реке выходим в залив», — говорит Артем Васнев.
В рубке моторист Кястутис Биейкис, которого коллеги по привычке зовут Костей. Кястутис с литовского «умный». Он на судне старший: и капитан, и бригадир. Только вот сердце Кястутиса не спокойно. Раньше пойдешь: за смену две-три тонны, а теперь, как он говорит, залив иссяк.
«Как мне думается, реки все заросли, берега заилились, берега ладно, никто их чистить не будет, хотя бы реки, нерестилищ нет, нерестилища закончились все».
Но так вот взять и повесить сети на гвоздь нельзя. Это уже образ жизни. Хотя работа, конечно, не сахар.
«Работа в заливе непростая, постоянная сырость плюс физические нагрузки, нужно грести веслами, но эти мужчины настоящие «морские волки», каждый работает больше 30 лет», — рассказывает Артем Васнев.
В общей сложности в заливе у них пять километров сетей. Начинается добыча. В основном идет карп.
«Руки, пока тепло, не мерзнут. А когда мерзнут, мы их отбиваем», — делятся рыбаки.
Отбить — это ударять руками крест-накрест по спине. Самый лучший способ разогнать кровь. Но пока еще погода хорошая. Сейчас, как говорят рыбаки, «тихан». Рыбы немного. Но килограммов 300 поймали. Только вот желающих так работать нет.
«Молодежи у нас нет, мы последние остались. Молодежь в города бежит. Там, где можно заработать, как-то семью прокормить, не привыкшие они работать, нам все приходится делать».
С добычей возвращаются «домой». Рыбу разложат по ящикам, взвесят, охладят, а потом отправят на переработку. В итоге она окажется на прилавке где-нибудь в Москве. Директор говорит: колхоз живет, но лучшие времена прошли.
«Просто пример приведу: раньше мы выставляли 10 порядков сетей и ловили тонну рыбы, сейчас, чтобы тонну рыбы поймать, надо выставить 30 порядков, то есть увеличивается объем работы, но от этого объем рыбы не увеличивается».
Но рыбаки народ стойкий. Строят новое судно (всего в колхозе 12 ботов). Завтра будет новый день и они снова пойдут на промысел.