Выстрелы в Эквадоре. Почему в Южной Америке убивают президентов?
Лидер Эквадора, латиноамериканской нефтяной державы, едва не погиб во время поездки по стране. Президент Даниэль Нобоа выложил кадры с попыткой покушения. Корреспондент «МИР 24» Маргарита Гырылова знает, почему убийства президентов – это такой южноамериканский «вид спорта».
«Что нам Эквадор? Спросите вы. Отвечу! Чем спокойнее у них за океаном, тем разнообразнее в холодильнике у россиян. 98% всех бананов, которые продаются в российских магазинах, привезены именно из Эквадора», – отметила журналист.
Также на прилавках часто можно встретить эквадорские креветки, кофе и цветы. Каждая вторая роза, подаренная россиянкам, выросла в Эквадоре. Были планы увеличить продажи. Но из-за нападения на своего президента эквадорская сторона отменила запланированные переговоры.
Президент Эквадора ехал на юг страны открывать новую систему канализации. А народ прорвало. Кортеж президента чудом вырвался из-под града булыжников. Позже на машине заметили и следы от пуль.
Один из самых молодых правителей в мире, Даниэль Нобоа, возглавил страну три года назад. Ему тогда было 35 лет.
«Он представитель богатой династии эквадорской. Его отец входил несколько раз в пятерку самых богатых людей Эквадора, и он является банановым экспортером», – рассказала доцент кафедры ибероамериканских исследований экономического факультета РУДН, кандидат исторических наук Виктория Кузнецова.
У президента Эквадора есть младший брат, крестный отец которого Роберт Кеннеди-младший. Американский политик признался однажды, что сам Даниэль вырос в его доме. Дружба с влиятельным американцем завязалась благодаря папе. Альваро Нобоа называют банановым королем. Его компания в год зарабатывает 5 млрд долларов. Для сравнения: годовой бюджет всего Эквадора – 34 млрд долларов.
Протесты в Эквадоре длятся уже три недели. Начались после того, как правительство отменило субсидии на дизельное топливо. Этой мерой поддержки эквадорцы пользовались с 1970-х годов. В результате стоимость литра для аграриев и рыбаков выросла сразу в полтора раза.
«Фундамент тех протестов, которые происходят сейчас, заложен именно тогда, когда Эквадор взял один из самых крупных кредитов у МВФ в размере 5 миллиардов долларов. И поскольку кредит был взят, то государство было вынуждено сокращать социальные программы, бюджет».
Население Эквадора – 18 млн человек. Половина всех доходов страны находится в руках небольшой группы людей. Треть эквадорцев живет за чертой бедности. Остальные 45% – это средний класс.
Ариэль учится в России на экономиста. Его семья не бедствует, но и не шикует. Папа – повар. Сейчас параллельно учится на юриста, чтобы открыть ресторанчик. Мама – инженер-технолог.
«Мои родители получают примерно 400 долларов. Рис стоит приблизительно так же, как в Москве», – поделился студент РУДН из Эквадора Ариэль Медина.
Именно доллар добавил эквадорцам проблем. Страна превратилась в главный пункт транзита наркотиков.
«С 2000 года в Эквадоре официальная денежная единица – это доллар США, что, конечно же, облегчает наркоторговцам отмывание денег, потому что им не нужно конвертировать в национальную валюту».
Наркокартель из Перу и Колумбии активно используют морской порт соседей – Гуаякиль. Недавно оттуда и в Санкт-Петербург вместо бананов пришел целый контейнер кокаина.
«Этот порт отчасти находится под контролем международных картелей. И как раз кризис безопасности, который сейчас переживает Эквадор, связан с возрастанием экономической, в том числе политической мощи, картелей. Их в Эквадоре насчитывается порядка 10».
Если 10 лет назад Эквадор считался островком спокойствия Латинской Америки, то сейчас по уровню насилия занимает четвертое место. По числу убийств опережает даже Мексику, население которой в семь раз больше. Тюрьмы Эквадора переполнены. За раз полицейские могут арестовать сотню человек. Подозреваемых сначала раздевают, чтобы изучить татуировки на их теле. По криминальной традиции, каждый член банды обязан «заклеймить» себя. Одни указывают на принадлежность к определенной группировке. Другие выбивают на коже даже число совершенных убийств.
«Нобоа даже планировал купить несколько танкеров у Японии, чтобы в Тихом океане создать тюрьмы строгого режима», – отметил Андрей Пятаков.
Нравы латиноамериканских улиц суровы. И в политике живут по принципу уличных разборок. Убийства президентов в Латинской Америке почти как вид спорта. В 2021 году убили президента Гаити Жовенеля Моиза. Ночью неизвестные ворвались в его резиденцию и прежде, чем застрелить пытали. Нападения на первых лиц государств происходят так часто, что этому «процессу» уже научный термин придумали.
«В испанском языке существует и специальное понятие «магнесидию», это убийство знаменитости, чтобы прославиться. У них «магнесидию» имеет чисто политические коннотации», – рассказал Андрей Пятаков.
За последние сто лет в латиноамериканских странах убили 12 действующих президентов. Чаще, чем покушения в Южной Америке, происходят только свержения.
В Перу объявили импичмент первой женщине президенту. Дину Болуарте обвиняют в «моральной недееспособности», то есть неумении управлять страной в условиях социального кризиса. Семь ее предшественников уже получили разные сроки, вплоть до 25 лет тюрьмы. Год назад неизвестные расстреляли машину Дину Болуарте. А в 2018 году едва не погиб лидер Венесуэлы Николас Мадуро. Его атаковали дроны, когда он произносил речь во время парада Национальной гвардии.
А лидер Эквадора после нападения на свой кортеж публичные выступления не отменил. Отец троих детей продолжает ездить по стране, а протесты усиливаются.