«Он жил своими героями». Какое наследие оставил актер Грачья Нерсесян в армянском кинематографе?
В Армении отмечают 130 лет со дня рождения Грачьи Нерсесяна. Он сыграл почти в 40 фильмах, которые стали важной частью истории национального кинематографа и остаются актуальными до сих пор. О том, как вспоминают актера, расскажет корреспондент «МИР 24» Арпи Меликян.
На фоне шумящей реки Аракс — знаменитый кадр: герой Грачьи Нерсесяна возвращается домой после долгих лет разлуки с родиной. Фильм «О чем шумит река» стал классикой армянского кино, а роль Атанеса Гамбаряна — одной из самых сильных в карьере Нерсесяна. На момент съемок ему было 63, за плечами — более 150 ролей, но именно эта стала культовой.
Кинокритики отмечали: Нерсесян мастерски перевоплощался как перед камерой, так и на сцене. Его день начинался именно здесь, в театре имени Габриеля Сундукяна. Горящие глаза, пронзающий, манящий голос и энергия, с которой он выходил на сцену, до сих пор вдохновляют современных артистов. И даже те, кто никогда не играл с ним на одной сцене, ощущали присутствие маэстро в его родном театре.
«Наш народ обожествлял его. Какую бы роль ни исполнял, люди любили все, что он делал. Он играл честно, верили его игре, будто перед ними не актер, а человек, рассказывающий свою жизнь. Я не могла ходить на его спектакли из-за малого возраста, но часто видела его на улице. Стеснялась подойти, была ребенком, но было видно, как его уважают и любят. Помню, сколько людей пришли проститься с ним. Прощались прямо на сцене театра… Это была всеобщая любовь», — поделилась Джульетта Бабаян, актриса, заслуженная артистка Армении.
Грачья Нерсесян начал актерскую карьеру в Константинополе. А в Грузии, во время гастролей в 1923 году, его заметили армянские звезды театра и кино и пригласили в театр имени Габриеля Сундукяна. Он согласился и получил главную роль Касио в постановке «Отелло». Дальше — только главные роли.
«Он блестяще играл и в драме, и в комедии, и в трагедии. Современники отмечали: в каждой роли он умел находить драму и раскрывать ее, делая любую роль глубокой и запоминающейся. Возможно, именно это и притягивало зрителей».
В Музее литературы и искусства хранятся сотни архивных фотографий: со съемочной площадки дебютного немого фильма Нерсесяна «Намус», с театральных репетиций, с легендами кино и театра, а также кадры со съемок фильма «Ашим», который так и не вышел на экраны. Но показать всю многогранную работу и наследие маэстро невозможно, уверены сотрудники музея. «У нас действительно богатый архив маэстро. Пополнялся в несколько этапов. Многие документы, которые хранятся в архивном фонде Грачья Нерсесяна, находятся в архивах его коллег, деятелей искусств. Например, портрет Грачья Нерсесяна, написанный Мартиросом Сарьяном. Это действительно очень интересно для исследований», — отметила Наира Шахваладян, руководитель отдела искусств Музея литературы и искусства имени Егише Чаренца в Ереване.
Его называли театральным рыцарем — артистом, который жил своими героями. Все образы он анализировал с Мартиросом Сарьяном, не жалел времени на подготовку. Последней его ролью стал Мек Григория в постановке «Мое сердце в горах». Своего рода — лебединая песня маэстро.
