Преступления без срока давности. Кто и как продолжает «Нюрнбергское дело» в наши дни?
«Суд народов» – процесс, которого до 1945 года не знала история человечества. 80 лет назад в немецком Нюрнберге прозвучали обвинения не только в адрес верхушки Рейха. Правовая оценка была дана 15-летней эпохе правления Гитлера и его последователей. Почему «Нюрнбергский трибунал» продолжается и спустя 80 лет, рассказал специальный корреспондент «МИР 24» Артем Васнев.
Эти документы хранились в архиве Министерства обороны больше 80 лет под грифом «секретно». Политдонесения доказывают вину подсудимых в Нюрнберге. Здесь, например, содержится отчет о записях Бормана.
«В одной из этих записей говорится об установке Гитлера, данной на совещании руководителей гитлеровской Германии в 1941 году: разрушить Москву и Ленинград и не принимать их капитуляции даже в том случае, если она будет предложена», – рассказала главный документовед по работе со СМИ и общественностью Юлия Венгер.
Также тут хранится запись допроса немецкого генерала – вопреки мифам про Аргентину, Гитлер принял яд, а потом застрелился после 15:00 30 апреля. Кроме того, рассекречены задокументированные факты зверств фашистов, в том числе о том, как каратели действовали в Эстонии.
«Сначала обреченные люди выкладывали дровни, затем они плотно ложились на них. Немецко-фашистские захватчики их расстреливали. Следующая партия людей также укладывала дрова, ложилась – их расстреливали, а затем все подожгли сразу же», – добавила Юлия Венгер.
В период с 1941 по 1943 годы, во время оккупации, Дорогобуж в Смоленской области фашисты превратили в «карательный центр». В 2020 году Следственный комитет обнаружил здесь массовое захоронение – противотанковый ров, в котором находились останки двух тысяч советских мирных граждан. Это доказанный факт геноцида.
На месте казни недавно установили памятный стенд. Следственные действия в противотанковом рву будут продолжены. В сентябре здесь были организованы раскопки. Такие работы в рамках проекта «Без срока давности» Следственный комитет ведет по всей стране. Похожую работу проводят и белорусские следователи. Важно доказать и осудить геноцид советского народа.
«Руководил данным «карательным центром» немецкий офицер Бишлер, которому было дано разрешение проводить любые массовые репрессии, расстрелы и убийства мирных жителей, которые находятся на территории Дорогобужа и ближайших окрестностей».
Те, кто выдавал «лицензии на убийства» таким вот «Бишлерам», 20 ноября 1945 года предстанут перед «судом народов». Обвинители и судьи из четырех стран-победительниц: Советского Союза, США, Великобритании и Франции. Именно здесь впервые прозвучит термин «геноцид» – преступления против человечности. Хотя конкретно за геноцид советского народа Геринга и его последователей не судили.
«В рамках самого процесса не судили, но на сегодняшний день Российская Федерация ведет линию о том, что действительно это был геноцид советского народа, потому что, как известно, в годы Великой Отечественной войны погибло 27 миллионов жителей Советского Союза. Это наши безвозвратные потери, неродившиеся дети. Эта цифра в разы больше – 45-50 миллионов человек».
Американцы и британцы хотели их всех просто уничтожить. Сталин настоял, чтобы был трибунал. Защита подсудимых забалтывала обвинителей, а потом показали кино, которое никто из «нацистских бонз» не заказывал – кадры из Освенцима и Дахау.
Советский прокурор Роман Руденко просит суд о «жестком» решении. В Нюрнберге спустя 11 месяцев вынесли вердикт: 12 смертных приговоров, семь тюремных сроков, три пожизненных и три оправдательных решения. Геринг избегает петли палача – за два часа до казни принимает ампулу с цианидом.
Остальных казнили в спортзале этой же тюрьмы. Казалось, страницу истории можно перевернуть, но Следственный комитет России и Генпрокуратура Беларуси скрупулезно продолжают свое «Нюрнбергское дело».
