Стальная оборона, остановившая «Тайфун». История контрнаступления Красной армии под Москвой
84 года назад началось контрнаступление Красной Армии под Москвой. В боях за столицу Советского Союза с двух сторон сошлись около трех миллионов солдат и офицеров. Корреспондент «МИР 24» Дмитрий Забрудский узнал о малоизвестных фактах и деталях первой большой победы над немецкой военной машиной.
Стальная оборона, которая остановила немецкий план «Тайфун» – так историки назвали этот масштабный контрудар. Московская стратегическая наступательная операция длилась почти месяц. В результате войска вермахта были отброшены от столицы местами на сотни километров. За такой успех Красная Армия заплатила жизнями почти 370 тысяч солдат и офицеров. Германия потеряла немногим меньше.
Концерт для ветерана от детского ансамбля. Владимир Фомин прибавил себе два года, чтобы попасть на фронт. Взяли в московское ополчение.
«Майор говорит: товарищи, мы поедем на фронт своим ходом, на велосипедах. Транспорта нет», − вспоминает ветеран Великой Отечественной войны Владимир Фомин.
Зачислили Владимира Николаевича в самокатчики. Так называли бойцов велосипедной роты. Пока было тепло, перевозил документы. Перед самым контрнаступлением его перевели в истребительно-противотанковый батальон.
«Первый бой как раз немцев не видели, чтобы они стреляли. Они отходили все», − рассказал Владимир Фомин.
День, когда прозвучал приказ «в наступление», он запомнил навсегда: 5 декабря 1941 года. Сначала восемь тысяч пушек и минометов выпустили миллионы снарядов. Потом в бой пошли танки и красная конница.
«Кавалерия – это, прежде всего, быстрое передвижение пехоты на лошадях. Было удобно, практически бесшумно, малозаметно передвигаться на лошадях, в том числе кавалерийским соединениям, осуществляя различного рода рейды в тыл к противнику, нарушая снабжение и коммуникации».
Вопреки мифу о том, что советским войскам помогала сама природа, историки уверяют, погода испытывала на прочность обе армии.
«У Красной Армии наряду с союзником в виде «генерала Мороза» оказался и противник в виде «генерала Снега». Были наметены гигантские сугробы, доходившие до нескольких метров на ряде участков. И понятно, что наступать по такой местности было гораздо сложнее, чем обороняться».
Такого натиска от почти побежденного противника (немцы были в этом уверены) они не ожидали. На некоторых участках самые боеспособные солдаты Европы бросали свои позиции и технику. Тех, кто бежал, командование вермахта отправляло в штрафные роты.
«Если офицер, генерал либо солдат добровольно оставил позиции, самостоятельно, без приказа, сдался в плен, либо дезертировал, то его семья отправляется в концлагерь».
В результате наступления были полностью освобождены Московская, Рязанская и Тульская области. Впереди были еще три с половиной года войны, тяжелые битвы за Сталинград и на Курской дуге. Но именно поражение фашистов под Москвой стало «началом конца Третьего Рейха».
