Помнят вкус похлебки из клея. Истории белорусских блокадников Ленинграда
В Беларуси живет меньше 200 блокадников Ленинграда. Многие по традиции собрались в памятную дату вместе. Истории тех, у кого было тяжелое детство, услышала корреспондент «МИР 24» Янина Василевская.
«Для бывших «узников» блокадного Ленинграда день освобождения города сродни Дню рождения. Из-за преклонного возраста и состояния здоровья многие пришли сюда с трудом. Но эта встреча традиция, которую никогда не игнорируют те, кто пережил ад города на Неве», — отметила журналист.
Сейчас в Беларуси проживает 167 свидетелей тех событий. Большинство из них в 1940-х были детьми. Римма Карпова помнит немногое: только первую бомбежку и чувство голода. Блокада забрала жизнь ее бабушки и матери. А эвакуация на долгие годы разлучила Римму Петровну с родной сестрой.
«Поездом нас эвакуировали в город Миасс, Челябинская область. Там поныне живет моя сестра. Я и не знала, что у меня есть сестра. Я не помнила. И узнала, что есть сестра только, когда исполнилось 18 лет. Я жила в одной семье удочеренная, она — в другой», — поделилась Римма Карпова.
Когда началась блокада, Евгению Фарфелю было пять лет. Мужчина до сих пор помнит вкус похлебки из клея, она была в рационе многих ленинградцев.
На встрече блокадники делятся историями и читают стихи. Вспоминают день, когда город освободили. Радостную новость Мария Ягодницына узнала в эвакуации.
«Я в это время находилась в детдоме в Краснодарском крае. Когда объявили о том, что Победа ленинградская, мы, дети, выскочили все на улицу. Январь там тоже был холодный. На головах стояли, пели, кричали. Это было что-то», — рассказала председатель Белорусского союза блокадников Ленинграда Мария Ягодницына.
Белорусы не только боролись за жизнь в блокадном Ленинграде, но и воевали за его освобождение. Помогали эвакуировать жителей города и доставлять продовольствие. Привозить еду приходилось по льду Ладожского озера под обстрелами Люфтваффе.
Попали в ленинградскую блокаду и 24 тысячи белорусских подростков. Это были юноши из ремесленных училищ. Больше половины из них погибли.
