Шедевр Брюллова вернулся в историческое здание Третьяковской галереи после большого турне
В историческое здание Третьяковской галереи после длительного путешествия вернулась картина Карла Брюллова «Осада Пскова польским королем Стефаном Баторием в 1581 году». Где была картина и сколько людей причастны к тому, чтобы вернуть ее на привычное место, рассказала корреспондент «МИР 24» Анастасия Сорокина.
После экспонирования на монографической выставке «Карл Брюллов. Рим – Москва – Петербург» масштабное полотно «Осада Пскова польским королем Стефаном Баторием в 1581 году» возвращается в историческое здание Третьяковской галереи. Над транспортировкой и монтажом картины трудились около 40 человек.
Процесс перевозки трудоемкий. Однако все этапы отработаны десятилетиями, и все участники команды четко знают последовательность действий. Картину перевозят, намотав на вал, в фургоне с климат-контролем. Соблюдение температуры воздуха в 18 – 20 градусов и влажности в 40 – 50% – это музейные требования ко всем полотнам. Затем собирают подрамник и ставят картину на подпорки. Полотно раскатывают и фиксируют.
«После того, как мы картину раскатали, ее закрепляют на подрамнике, чтобы избежать деформации. Натяжку выполняют два человека. Это все контролируется, потому что где-то может возникнуть деформация, которую со стороны могут заметить», – рассказал художник-реставратор отдела научной реставрации Государственной Третьяковской галереи Андрей Замковой.
Когда убирают подпорки, картину ставят вертикально и приближают к стене. С помощью строительной вышки специалист корректирует тросы. На последнем этапе карабины надевают на петли и выравнивают картину. Если раньше перевозка из одного музея в другой была целым событием, то теперь это четко отлаженный процесс. Музейные работники уверены: несмотря на все сложности, полотна должны путешествовать, чтобы как можно больше людей могли их увидеть. Именно у этой работы Брюллова очень непростая история.
Эту картину зрители впервые увидели только на 200-летие со дня рождения Карла Брюллова в 1999 году – спустя почти 150 лет после его смерти. Несмотря на то, что работа считается незавершенной, искусствоведы уверены: она значима для русской живописи. Брюллов впервые проявил себя именно как исторический живописец.
Перед тем как приступить к работе, Брюллов вместе с археологом побывал в Пскове и изучил развалины крепостной стены. В музейных собраниях Москвы и Санкт-Петербурга он исследовал археологические артефакты: костюмы того времени и воинскую амуницию.
«Раньше это была история героев, и впервые здесь была показана такая масса людей. Вы видите и старых, и малых, и женщин, и детей, и подростков, и воинов, и священника, и монаха в центре на коне. Все они объединены единым патриотическим порывом защиты любимого города».
Несмотря на то, что Брюллов был недоволен композицией, разочаровался в замысле и позже переключился на роспись Исаакиевского собора, искусствоведы сходятся в одном: эта картина стала важной вехой не только в творчестве Брюллова, но и повлияла на дальнейшее развитие русской живописи.
