«Лукойл» уходит с Запада. Что ждет крупнейшую частную нефтяную компанию России?
Крупнейшая частная нефтяная компания России «Лукойл» заключила соглашение по продаже зарубежных активов. После сделки компания лишится своих предприятий по всему миру: нефтеперерабатывающих заводов, сети автозаправочных станций, а также нескольких месторождений. За темой следит политический обозреватель «МИР 24» Елена Ширяева.
После того как «Лукойл» объявил о продаже своих зарубежных активов, в Европе началась настоящая драка за предприятия нефтяного гиганта. Несколько европейских стран начали давить на США, требуя предоставить им лицензию на использование НПЗ и АЗС российской компании.
Побороться есть за что — за все предприятия «Лукойла» в Европе и Азии: НПЗ, сеть АЗС, а также несколько месторождений. Купить зарубежный бизнес российского концерна решила американская компания «Карлайл», работающая на рынке почти 40 лет. Это крупнейший инвестиционный гигант, управляющий активами на сумму почти 150 миллиардов долларов.
«Это компания, которая не будет дальше владеть этими активами, это не нефтяная структура. Она дальше их перепродаст эти активы профильному владельцу — какой-то американской или европейской энергетической компании. Подразумевается, что она покупает со скидкой, чтобы потом продать по рыночной цене и заработать на этой разнице».
Заполучить активы «Лукойла» хотели и другие инвесторы, среди которых саудовская компания Midad Energy и швейцарская Gunvor Group. Но администрация США хотела видеть среди новых собственников американцев. К тому же у компании «Карлайл» уже налажены связи с Дональдом Трампом. Внутри компании много отставных американских политиков, и они смогут получить разрешение на сделку, считает эксперт.
Компания «Лукойл» представлена в 27 странах. В портфеле зарубежных активов — нефтеперерабатывающие заводы в Болгарии, Румынии и Нидерландах; около 2500 автозаправочных станций, работающих в 19 странах мира, включая ряд государств Европы и США; а также добывающие проекты в Азербайджане, Казахстане, Узбекистане, Ираке, Египте, странах Африки, Мексике и ОАЭ. «Лукойл» занимается и производством масел, смазок и других технических жидкостей в Австрии, Финляндии, Румынии, Турции, Казахстане. Общая стоимость портфеля, по разным оценкам, составляет от 14 до 22 миллиардов долларов.
Инвесткомпания «Карлайл» купит все зарубежные активы «Лукойла», за исключением казахстанских, которые останутся у компании. В Казахстане «Лукойл» в том числе владеет долей в операторе крупнейшего в стране нефтегазового месторождения Тенгиз, а также в Каспийском трубопроводном консорциуме, через который экспортируется 80% казахстанской нефти.
США ввели санкции против «Лукойла» и его «дочек» в конце октября. Администрация Трампа поставила ультиматум перед российской компанией: продать активы или потерять.
Компания последние годы делала ставку на международную интеграцию. В России была жесткая конкуренция, поэтому выходили на международные проекты: в Африку, на Ближний Восток. Для «Лукойла» это удар, но при этом у компании есть возможность вывести свои деньги в Россию, считает Игорь Юшков.
НПЗ и АЗС «Лукойла» важны для рынков стран Восточной Европы. В Болгарии уже не раз выходили на митинги в знак протеста против запрета на импорт российской нефти.
«Мы можем потерять свои рабочие места. Я сотрудница «Лукойла», и у меня есть ученая степень в области химии, и я являюсь работником в третьем поколении в отрасли переработки энергоресурсов. Без «Лукойла» мне некуда будет пойти с этим дипломом по химии».
«Лукойловские» предприятия — системообразующие. Так, нефтеперерабатывающий завод в Бургасе обеспечивает до 80% потребностей в топливе. По оценкам экспертов, закрытие заводов в Румынии и Болгарии или смена собственника может привести к росту цен на энергоносители в этих странах. В Румынии бензин в среднем может подорожать до 10%, в Болгарии — на 15%.
