Тема супружеских измен не сходит со страниц интернета, как и подобает в пору летних отпусков. В этом году популярная журналистика допустила «неджентльменский перекос» и больше озаботилась именно женскими изменами. Это объясняется, вероятно тем, что, начиная с ранней весны, в мировой прессе обсуждается некий «ген измены» или «ген неверности», вроде бы обнаруженный в Австралии.
И встречается этот ген, по утверждению бесчисленных авторов, главным образом, провинциальных, только у женщин (мужчины, видимо, гуляют и так – им для этого никакие гены не нужны). Приводится название гена – AVPR1A, а также имя руководителя исследования – некого Брендана Зитча.
К «австралийскому» гену примыкает и «английский», хотя и не до конца открытый.
«Исследователи из госпиталя Гая и Св. Томаса в Лондоне, - пишет один форумист, - проанализировали данные опроса 5 тыс. близняшек и такого же количества женщин, не связанных родственными узами. Среди «подопытных» второй категории процент изменниц составил 23%. Что касается первой категории, исследователи установили, что, если одна сестра-близнец склонна к адюльтеру, то вероятность аналогичного греха у второй сестры достигает 55%. А это вдвое выше условной нормы».
На этом основании и делается вывод о существовании гена неверности.
Помимо собственно генов, нередко упоминается женский половой гормон - эстрадиол, который определяет женское либидо. Причем, его концентрация также обусловлена генетически, и за это отвечает особый ген DRD4.
«Дамы с высокой концентрацией эстрадиола в организме, как правило, внешне более женственны, привлекательны, ведут себя с мужчинами более кокетливо. В итоге можно сделать обобщенный вывод, что одно соотношение «длинных» и «коротких» генов DRD4 дает человека с пониженным сексуальным желанием и при этом с повышенным чувством альтруизма. А другое сочетание дает личность с высокой сексуальностью и потенцией и при этом более агрессивную и эгоистичную», - пишет Aif.ru.
Немудрено, что многие потенциальные женихи интересуются, нельзя ли найти какие-то внешние признаки опасной и ненадежной невесты. А то концентрация гормонов, и тем более, гены на лице не написаны. На сей счет в научно-популярных изданиях даются довольно скупые рекомендации. Например, такие:
«Очень привлекательные женщины чаще изменяют». (Виноват в этом также гормон эстрадиол, показатель плодовитости)»
«Высокие женщины изменяют чаще – возможно, дело в повышенном уровне тестостерона, который влияет и на рост, и на неверность»
А вот голландские ученые рекомендуют мужчинам избегать карьеристок. Они считают, что склонность к изменам зависит не от пола, а от статуса и уверенности в себе. Женщины изменяют своим мужьям так же часто, как и мужья – своим женам, если они занимают руководящую должность.
«Именно сильные, «пробивные», жаждущие общественного признания и всеобщего внимания люди более всего склонны к измене. Именно такие люди больше других добиваются в бизнесе и в жизни в целом. Видимо, именно с этим связано большое количество измен среди известных людей, приводящих то и дело к очередному скандалу», - пишут голландцы.
Однако, российская наука несогласна с мнением коллег, которые стремятся предначертать измену исходя из генетики или физиономистики, об этом в интервью «МИР 24» рассказал известный сексолог, ректор Института психологии и сексологии Лев Щеглов.
«Утверждать, будто бы есть такие участки хромосом, в которых будто бы вписано, что человек будет обязательно изменять, - это ерунда, чушь на постном масле. Таких генов вообще нет. Это фигура речи, которую некоторые принимают за истину. Единственный, более или менее объективный критерий потенциальной супружеской верности – это прошлое конкретного человека, вне зависимости от пола. История его «эротической биографии»: чего он ждет от своих отношений с противоположным полом? Что это значит в его системе ценностей?», - сказал Щеглов.
«И, естественно, полученное воспитание. Безусловно, если он вырос в атмосфере, где измена – у родителей, у тех взрослых, которые были для него авторитетом – все это было обязательным и рядовым делом – да, скорее всего, он будет копировать это и в своей жизни», - добавил сексолог.
По словам ученого, в вопросе измен гендерные признаки, с научной точки зрения, значения не имеют.
«Разница между полами есть, но она закреплена сугубо на социально-психологическом уровне. Что положено мужчинам, того не положено женщинам. Мужчинам всегда позволялась большая сексуальная свобода, склонность к смене сексуальных партнеров, и в этом даже была его как бы некая ценность: чем больше у него было женщин, тем как бы он «круче». Это потому что патриархат во многом сохраняется, культура ориентирована все-таки на мужчину. Для женщины множество партнеров - это признак не просто непозволительный, но даже ущербный», - добавил он.
В целом же, как резюмировал эксперт, когда речь идет о человеческой личности и сексуальности «любое жесткое утверждение весьма спорно, и любые обобщения нелепы, это все - для гламурных изданий».
Леонид Смирнов
Подробнее в сюжете: Психология жизни