Петербургское море снежной зимой выглядит как белая пустыня. Здесь Петр Первый прорубил окно в Европу. «Отсель грозить мы будем шведу» – писал Александр Сергеевич Пушкин. Сегодня у петербуржцев совсем другие причины отправиться на Финский залив.
На Финском заливе можно встретить лыжников, которых по льду тащит за собой огромный воздушный змей. Этот экзотический вид спорта называется сноукайтинг. Здесь инструкторы учат всех желающих управлять силой ветра.
Кататься в одиночку крайне опасно и поэтому запрещено. Во-первых, под ногами водоем, а лед может преподнести неприятный сюрприз. Ну, и, конечно, скорость сравнима с автомобильной. Достигает 120 километров в час.
На побережье Финского залива находится лечебный курорт. В конце 19-го столетия к нему подвели железную дорогу, которая стала одним из самых престижных направлений в России того времени. Век назад все здесь выглядело совсем по-другому. Вместо обычной платформы тут был изящный деревянный павильон, из которого было три выхода, один из них – прямо в парк.
Пассажиров на станции встречал духовой оркестр. А еще, говорят, прямо со станции шел подземный тоннель, по которому продукты и напитки доставляли прямо в ресторан санатория, который, видимо, чтобы избежать путаницы, тоже назывался «Курорт».
Лето курортники и местные дачники, конечно, проводили на пляже. По крайней мере, тот десяток-другой теплых солнечных дней, которые природа выделяет Петербургу и его окрестностям. Финский залив здесь не принято называть «морем», чаще говорят просто – «залив». Но он все-таки по-морскому красив даже зимой.
Зачем же отправлялись сюда состоятельные петербуржцы позапрошлого века и приезжают сегодня? Причины классические – воздух и вода. Воздух здесь особенно чист благодаря сосновому лесу и насыщен полезными фитонцидами. А вот вода здесь особенная – минеральная, бьющая с глубины 165 метров. Говорят, именно из-за нее Максим Горький отдыхал здесь несколько месяцев.
Несколько километров ровных прогулочных дорожек проложены между дюн вдоль кромки Финского залива. Когда-то здесь фланировали дамы с зонтами и кавалеры с тростями, сейчас те и другие все чаще предпочитают… палки.
Чтобы такая прогулка была по-настоящему полезной, есть смысл послушать профессионала. «Для начала попробуйте пройтись без палок. Идите естественно, пусть они волочатся сзади. Постепенно начинайте подключать руки. Вскоре вы почувствуете, что работают мышцы пресса, спины, плечи», – говорит любитель скандинавской ходьбы Андрей Бараев.
Петербургские поклонники скандинавской ходьбы приезжают на Финский залив вовсе не из-за его названия. И не потому, что скандинавы наши соседи. Все дело в песке: такой длинной береговой линии в черте города больше нет, а зимой покрытый льдом и снегом пляж превращается в трассу повышенной сложности.
«Дубки» – так называется парк на берегу Финского Залива. Основал его, как и многое в окрестностях, император Петр Первый. Ему так понравилась дубовая роща, что он приказал ее облагородить и лично высадил около двухсот деревьев. Зимой под царскими кронами на лыжах катаются местные старожилы.
И где, если не на Финском заливе, погонять на традиционных финках! Когда еще не было машин, это был транспорт северных народов. Теперь – романтическая забава.
Финский Залив – все-таки загадочное место. Сосны и дюны, пологое болотистое побережье и вдруг – горнолыжная трасса. Эту гору, которую правильнее назвать холмом, здесь много веков назад оставил уходящий ледник – как подарок тем, кто не может прожить без лыж или сноуборда.
Когда-то в городке неподалеку жили шведы, а потом финны. Тогда современный Зеленогорск назывался Терийоки. Скандинавские народы знают толк в зимних видах спорта – так что место для поселения выбрали правильное.
Но главное достоинство этого, пусть и небольшого горнолыжного курорта, заключается в том, что от Пухтоловой Горы до Дворцовой Площади в Петербурге всего 50 километров. И многие горожане приезжают сюда покататься прямо после работы.
Подробнее в сюжете: Пять причин