Кулинарный туризм сейчас – модный тренд. Но осталось не так много мест, где по-прежнему берегут пищевые традиции предков и готовят национальные блюда почти так же, как готовили их столетия назад. Таким местом без сомнения является Башкортостан.
Традиционная кухня башкир использует мало острых пряностей. Она мягкая, умеренная, естественная. Но по вкусу со многими из этих простых блюд вряд ли поспорят самые изощренные ресторанные яства. Так что в Башкортостан, конечно же, стоит ехать не только за культурными, но и за новыми кулинарными впечатлениями. Тем более что в этом году отмечается 100 лет со дня образования Башкирской АССР и в республике готовятся принимать особенно много гостей.
О том, как формировались народные пищевые традиции, мы попросили рассказать старшего научного сотрудника отдела этнологии Института истории, языка и литературы Уфимского федерального исследовательского центра РАН, заслуженного работника культуры РБ Эльзу Мигранову. Ее монография «Башкиры. Традиционная система питания: историко-этнографическое исследование» посвящена именно этой теме.
«В основу башкирской народной кухни легли традиции питания скотоводов-полукочевников, которыми исторически были башкиры, – рассказала эксперт корреспонденту «МИР 24». – Полукочевое скотоводство в различной мере сочеталось в Башкортостане с земледелием, охотой, рыболовством, бортничеством (собиранием дикого меда – прим. ред). Поэтому традиционная башкирская пищевая культура строилась на сочетании молочных, мясных и растительных (дикорастущих и культурных) продуктов. По мере перехода к оседлости развивалось земледелие, и формировалась злаково-молочно-мясная модель питания». По словам Эльзы Миграновой, несмотря на кажущееся однообразие используемых продуктов (мясо, молоко, культурные злаки, травы, мед), существовало множество способов их переработки, вследствие чего меню было необыкновенно разнообразно, особенно в летне-осеннее время.
Повседневной пищей башкир издавна были молочные блюда: кумыс, масло, сметана, катык, айран. А также мясо – баранина, конина. Все это неоднократно упоминается в башкирском эпосе.
По словам Эльзы Миграновой, эти продукты, а также мед часто выступают символами обеспеченной, исполненной благодати жизни. А в древности молоко и кумыс наделялись даже магическими свойствами. С помощью них совершались предсказания, ими же лечили многие болезни.
Традиционный скотоводческий напиток кумыс до недавнего времени являлся непременным атрибутом практически любого праздничного угощения. Башкирская пословица гласит: «Когда есть кумыс, есть и веселье».
А вот пьянство у башкир традиционно осуждалось: алкоголь считался причиной многих болезней и даже смерти. Это отражено и в пословицах: «Выпил спиртного – и пропал»; «Тот, кто пьет, раньше своей смерти умрет». Негативное отношение к алкоголю связано и с тем, что ислам – основная религия башкир – накладывает запрет на спиртные напитки. До сих пор сохранились и другие ограничения в питании по религиозным мотивам. Например, башкиры-мусульмане не употребляют в пищу свинину; соблюдают мусульманский пост – Рамазан, когда запрещено принимать пищу и напитки от рассвета до заката.
У башкир в большом почете издревле были и злаковые культуры, традиционно отмечались праздники, связанные с культом земледелия. Например, одним из любимых праздников был и остается праздник плуга – Сабантуй, до сих пор отмечаемый в республике с большим размахом после окончания посевной. Кроме того, зерно участвует во многих ритуалах. Так, молодоженов осыпают зерном, поскольку оно считается символом плодородия. После брачной ночи готовят «жениховские блины», а в честь рождения ребенка – кашу. Злаки присутствуют и в других праздниках. Например, во многих башкирских селах до сих пор ранней весной отмечают праздник Карғатуй (Воронья (грачиная) свадьба или Воронья каша), посвященный встрече весны и прилету грачей. В этот день положено угощать кашей и птиц, желая друг другу хорошего урожая.
И все же, больше всего у башкир издавна ценились мясные блюда. В честь приезда гостей непременно резали скот, причем выбирали самого жирного барана, поскольку жирная пища считалась самой вкусной. Сохранились такие пословицы: «Чем восемь раз поесть постного, поешь лучше один раз жирного»; «Чем резать восемь тощих баранов, режь одного жирного» и т.д.
У башкир до сих пор существует древний обряд хогондороу, что в переводе означает «кормить с руки», по которому хозяева в знак особого расположения угощали гостей из своих рук кусками мяса. Хозяин обходил дорогих гостей и собственноручно вкладывал каждому в рот по кусочку казы – жирной конской колбасы или мяса. Только после этого начиналось настоящее пиршество.
Гостеприимство – национальная черта башкирского народа. По башкирскому этикету следует приветливо принять и угостить любого гостя, даже незнакомца. А гостю, несмотря на обилие пищи, не полагается много и с жадностью есть или выбирать угощение получше. «Если ты гость, будь скромен», – гласит башкирская пословица. После трапезы гости должны вежливо и учтиво поблагодарить хозяев, пожелать им достатка и здоровья. Если же у гостя какое-то дело к хозяину дома, то о нем следовало говорить лишь тогда, когда трапеза приблизится к концу.
В башкирском фольклоре нашли отражение и многие пищевые запреты, например, табу на охоту на лебедей и на употребление в пищу их мяса, поскольку они считаются «райскими» птицами. «Если убьешь лебедя, всю жизнь одиноким будешь, прервется твой род», – гласит одно из поверий. А отголоски запрета на медвежью охоту отражены в другом поверье, согласно которому башкиры не употребляли в пищу медвежатину, боясь раздоров в роду.
Что же нужно непременно попробовать, оказавшись в Башкортостане? Конечно, традиционные блюда, которым уже исполнился не один век!
Излюбленное кушанье многих скотоводческих народов – бишбармак. Именно так, через букву «и» пишется это слово в Башкортостане. А блюдо стало своеобразным символом башкирской национальной кухни. Слово бишбармак в переводе с тюркских языков означает «пять пальцев». Это блюдо едят руками, запивая из пиал шурпой – насыщенным мясным бульоном.
Как рассказала Эльза Мигранова, у башкир до сих пор существуют определенные правила приготовления и подачи этого праздничного блюда. Для бишбармака берут хорошее жирное мясо – баранину или конину, обязательно на кости, и предпочтительно парное. Можно было использовать одновременно несколько видов мяса, например конину и баранину; конину, баранину и говядину или конину, баранину и гусятину.
Разрезав на куски, мясо опускают в казан или большую кастрюлю с холодной водой и доводят до кипения. Сняв образовавшуюся пену, и, прикрыв крышкой, продолжают варить на слабом огне в течение 2-2,5 часов. Бульон солят примерно за полчаса до готовности. В самом конце приготовления отливают верхний (самый жирный) бульон в отдельную посуду, чтобы позже полить им готовое блюдо. Сварившееся мясо вынимают и, немного охладив, нарезают небольшими ровными кусочками, которые раскладывают на блюде; а реберную часть баранины подают вместе с костями.
Кроме мяса, в состав бишбармака по желанию включают нарезанные кружками жирные конские кишки эсэк, конскую колбасу – казы, а также жир, снятый с загривка лошади – ял. Башкиры южных районов, имеющие курдючных овец, подают с мясом и сваренный бараний курдюк – оса майы.
Пока варится мясо, хозяйки подготавливают лапшу – салму. Замешивают крутое яичное тесто (на воде, бульоне или молоке), немного его выдерживают, накрыв чистым полотенцем, а затем раскатывают и дают ему чуть подсохнуть (минут 15-20). Подсушенное тесто нарезают квадратиками или ромбиками (1,5 х 2,0 см). Салму отваривают в небольшом количестве бульона или воды, вынимают, слегка сдабривают бульонным жиром или сливочным маслом (чтобы не слипалось).
После этого готовую салму соединяют с нарезанным мясом и казы и щедро поливают наваром. Бульон, в котором варилось тесто, гостям обычно не подают. С развитием огородничества в бишбармак стали добавлять картофель, украшать блюдо колечками репчатого лука, укропом, петрушкой. Однако во многих башкирских семьях бишбармаҡ до сих пор предпочитают делать традиционно, без овощей (за исключением, пожалуй, лука).
При угощении бишбармаком соблюдается определенная последовательность. Сначала в деревянной чаше (табак, коштабак) подается мясо на кости, причем каждому из присутствующих предназначается его доля. По краю посуды в нескольких местах насыпается соль, чтобы желающие могли обмакнуть в нее мясо. Затем выносят глубокую чашу с вареной салмой, кусочками мяса и конской колбасы. Важным компонентом угощения является бульон – шурпа с разведенным сухим творогом-курутом (корот) или катыком. Бульон подается в небольших пиалах после мясного угощения, в него по вкусу добавляется черный молотый перец и мелко нарезанный репчатый или дикорастущий зеленый лук.
Гуся для запекания башкирские хозяйки выбирают очень тщательно. Он должен быть красивым, не слишком большим и не слишком маленьким, приятного светлого оттенка с темно-красным мясом, чисто ощипанным, не иметь пятен и заветренных частей.
Процесс приготовления фаршированного гуся не сложный, но долгий и ответственный. С вечера его натирают специями снаружи и внутри. «По моему мнению, соли и перца достаточно, чтобы не перебивать естественного вкуса мяса, – говорит Эльза Мигранова. – Для фаршировки я беру штук пять некрупных кисло-сладких яблок (идеальный вариант – антоновка), которые разделяю на четыре части, убираю сердцевину и начиняю ими тушку птицы. Иногда, когда хочется немного изменить вкус блюда, яблоки смешиваю с черносливом, очищенным от косточек. Заполнив гуся, зашиваю кожу, для этого я использую обычные деревянные зубочистки; кожу на шее также можно подвернуть и заколоть».
Для того, чтобы ножки и кончики крыльев не подгорели в процессе долгого приготовления, можно обернуть их фольгой. Затем гуся необходимо отправить в нагретую примерно до 180 градусов духовку, слегка смазав его растительным маслом. На противень надо налить немного воды, чтобы гусь не подгорел в первые минуты нахождения в печи.
Впоследствии из гуся начнет вытапливаться жир, которым время от времени надо поливать тушку. В духовке гусь должен пробыть 2,5-3 часа, в зависимости от размеров; естественно, чем больше гусь, тем больше времени необходимо для его приготовления. Если в процессе приготовления, мясо начинает пригорать сверху, то можно прикрыть его фольгой. Для того, чтобы определить готовность, можно слегка проколоть гуся ножом, если показавшийся сок будет прозрачным, это показатель готовности.
Передерживать птицу в духовке нежелательно, так как в этом случае мясо становится сухим и жестким. Можно ближе к концу приготовления вытащить гуся, слить чистый вытопившийся жир без пригоревших хлопьев, вымыть и высушить противень, налить туда заново чистый прозрачный жир, выложить птицу и вновь отправить ее в духовку. В этот момент к гусю, если позволяет место, можно добавить очищенный картофель, который очень вкусно приготовится в гусином жире.
Готового гуся выкладываем на большое блюдо, разрезав брюшко, достаем яблоки, рядом раскладываем печеный картофель, украшаем колечками репчатого лука и зеленью. Делить мясо птицы должен глава семьи – мужчина, как издавна было принято у башкир.
Вак-белеши – так по-башкирски называются небольшие пирожки с начинкой из мяса, лука и мелко нарезанной картошки. Они получаются очень вкусными, сочными и нежными. Мясо для них можно взять любое, кроме свинины: подойдет и говядина, и баранина, и даже курица. Мясо можно пропустить через мясорубку с крупной насадкой или нарезать небольшими кусочками, добавить рубленый лук и мелко нарезанную картошку.
Тесто для белешей готовится обычно дрожжевое или сдобное, на сметане, масле. Когда оно подойдет, необходимо раскатать его довольно тонкими (толщиной 2-3 мм) кружочками и дать им еще чуть-чуть полежать, чтобы тесто могло заново подойти. Потом в середину каждого кружка кладется мясо или мясо с картошкой, и края собираются так, чтобы начинка оказалась спрятана в «мешочек» из теста. Пирожок защипывают, собирая тесто к середине юбочкой и оставляя сверху небольшое отверстие для выхода пара или закрывают верх вак-белеша маленькой крышечкой из теста.
Вак-белеши выпекают в разогретой до 180 градусов духовке.
Казы – это вкусная домашняя колбаса из жирной конины. Предварительно сырое мясо маринуют с добавлением соли и черного перца.
Конину и конское сало нарезают полосками длиной 10-15 см, шириной 3-4 см, кладут в миску, щедро солят, посыпают черным перцем, все хорошо перемешивают, чтобы специи лучше впитались в мясо, накрывают марлей и оставляют на несколько часов в прохладном месте. Вывернутые жиром внутрь конские кишки промывают три-четыре раза холодной, а затем горячей водой. Один конец кишки перевязывают суровой ниткой, а с другого конца укладывают начинку, чередуя кусочки мяса с кусочками сала. Наполненную кишку протыкают в нескольких местах, чтобы во время варки она не лопнула. Не туго утрамбовав начинку, завязывают колбасу со второй стороны.
Перед подачей на стол казы варят на слабом огне в течение 1,5-2 часов, снимая образующуюся пенку. Готовые конские колбасы нарезают кружочками и едят как отдельное блюдо или подают вместе с бишбармаком.
Баурсаки – это кусочки дрожжевого или сдобного теста, зажаренного в кипящем масле. Для праздников хозяйки готовят целые горы румяных аппетитных баурсаков, которые еще долгое время после праздничной трапезы остаются свежими и не черствеют.
Для баурсаков замешивают мягкое, эластичное дрожжевое или сдобное тесто. Замесив, оставляют его в теплом месте на полчаса-час. Когда тесто поднимется, раскатывают пласт толщиной примерно 1 см и вырезают очень маленькие кружочки (или нарезают на ромбики). Дают им подойти 10-15 минут и обжаривают во фритюре. Можно сделать и так: скатать из теста тонкую колбаску и нарезать ее шариками величиной с лесной орех.
Раскалив масло в кастрюле или казане, бросают в него шарики теста (им должно быть свободно во фритюре). Прямо на глазах они всплывают, вертятся, а затем начинают распухать и подрумяниваться! Когда все шарики равномерно прожарятся, их вынимают шумовкой на блюдо. А в масло отправляется следующая порция. Готовится баурсак почти мгновенно и примерно через полчаса у хозяйки уже полная тарелка теплой румяной выпечки. В Башкортостане это лакомство очень любят и взрослые и дети. Баурсаки можно посыпать сахарной пудрой, залить сахарным сиропом или растопленным медом и получить сладкое лакомство к чаю. Если кусочки теста небольшого размера и залиты медом, такое блюдо часто называется чак-чак.
Конечно, это далеко не все самобытные национальные блюда, которые стоит попробовать в Башкортостане. Так что тем, кто приедет в республику, предстоит совершить еще немало вкусных открытий.
Фото: Эльза Мигранова
Подробнее в сюжете: Культура и искусство